13 апреля 2020

Ремонт тахометра VDO Penta

"Лучшее - враг хорошего!"
народная мудрость

"В очередной раз закинул старик в море невод"...
...и получил для ремонта очередную "морскую штуку" - панель управления дизельного двигателя Penta.
Панель ПОСЛЕ ремонта
Эта панель крайне полезна для понимания, что происходит с вашим двигателем. Особенно в открытом море, где помощи ждать особо не от кого 😏
Кроме замка зажигания, на панели расположен тахометр с ЖК-индикатором счетчика моточасов и подсветкой циферблата, четыре лампы индикации режима работы двигателя (под ним) и зуммер аварийного режима (в правом верхнем углу). Ну, и бонусом кнопки подсветки тахометра и проверки работоспособности индикаторов и зуммера.
При первоначальной проверке тахометр и все индикаторы были неисправны! 💥
Вот такая "забота о лодке" предыдущим владельцем...

Кроме того, сама пластиковая панель оказалась сломана по краям и ее нельзя было нормально закрепить в кокпите на штатном месте.
Сломаная панель
Первоначальный осмотр сразу же выявил, что внутри корпуса тахометра когда-то была вода. Это было видно по ржавому налёту внизу циферблата и на прозрачном "стекле" тахометра. И, судя по явной границе следов ржавчины, эта вода находилась в приборе достаточно долго!
Для начала я вынул тахометр из панели и обнаружил, что кто-то до меня его уже разбирал, - пластиковые фиксаторы переднего кольца циферблата были сломаны и места отломаных "защелок" на кольце были залиты каким-то клеем.

Я расковырял остатки клея и, чуть повернув, снял фиксирующее кольцо, затем сзади вывинтил две длинных резьбовых шпильки крепления прибора к панеле фиксирующей скобой и три винта, держащие внутренности приборы в задней пластиковой крышке-стакане. После этого вся электроника прибора легко вынимается из "банки" для изучения.
Со стороны радиоэлементов низ платы выглядел так:
Коррозия снизу платы
Часть элементов цепи питания интегрального стабилизатора и проводники печатной платы были уничтожены коррозией!
С обратной стороны платы, проводники также подверглись коррозии
Коррозия проводников платы с обратной стороны (темно-зеленая область около разъемов)
Заменив неисправные элементы и восстановив проводники платы, стрелка тахометра ожила. Но у тахометра также был неисправен ЖК-индикатор моточасов, у которого от стекляшки ЖК отвалился кабель подключения к плате, а также рассыпались графитовые контакты проводников со стороны разъема платы. Все это - результат всё той же коррозии...

Дефект контактных площадок шлейфа со стороны разъема платы

В интернете было найдено "исследование", как в подобном приборе заменить "устаревший" ЖК-индикатор на современный OLED дисплей, который намного ярче и не требует доп. подсветки. Да и размер цифирок можно "заточить" под свое зрение 👆  
Эта крамольная мысль первоначально показалась мне здравой и я купил плату Arduino Nano и OLED индикатор 0,91" 128x32.
Все это легко должно было поместиться внутрь тахометра с минимальной механической доработкой прозрачного пластикового держателя.

Данная замена только устраняла старый ЖК-индикатор, не затрагивая его контроллер платы и подключалась по шине I2C четырьмя проводами (data/clock/power/ground).
Соответственно, новый контроллер сначала надо было подключить к компьютеру по USB и "залить" в него программу (скетч) управления для OLED.
Но, просидев неделю, я так и не смог заставить заработать скетч, опубликованный в инете. Постоянная ругань на библиотеки и функции, отсутствующие в этих библиотеках при компиляции скетча, вывели меня из "состояния равновесия" и я сдался, решив пойти "стандартным путем" и заказал новый индикатор "старой системы", который через три недели пришел из "поднебесной" в гламурной жестяной коробочке 
Новый ЖК-индикатор моточасов
Да, штатный индикатор дороже "продвинутого" OLED (но не рабочего скетча ардуино), но с его заменой проблем не возникло и все сразу же ожило  
Кстати, срок службы (яркость) OLED индикатора намного ниже ЖК-индикатора.
Данные моточасов на новом ЖК-индикаторе
После замены индикатора, всё было собрано и ниже результат проверки.


Новую пластиковую панель привез заказчик (кстати, цена этого пластика около 70 евро!). Многие проводники с обратной стороны панели выглядели так
Окислившиеся скрутки проводов - ужас!
и их пришлось приводить в порядок. Не знаю, зачем предыдущему владельцу захотелось их так "модернизировать".
Соответственно, все контактные клеммы также пришлось долго очищать от зеленого налета окисла. Бонусом были заменены лампы подсветки тахометра и лампа индикации заряда АКБ.

P.S. Если кому-то надо восстановить подобный тахометр, обращайтесь! :)
Или отремонтировать что-то из "морской электроники"...