30 мая 2019

"Оч.умелые ручки" или ремонт глубиномера SIMRAD IS12

"There are more things in heaven and earth, Horatio,
Than are dreamt of in your philosophy..."
Hamlet

Как водится, при покупке лодки, от старого владельца всегда остается что-то не нужное. То "убитые" шестерни от редуктора, то неисправный глубиномер 😀
Многие выкидывают подобный "хлам" не разбираясь и не вникая в суть технических проблем. Но ещё остаются люди, у которых появляется "зуд в руках", разглядывая подобные "железки".

Провалявшись почти пять лет на лодке, данный глубиномер был подвергнут изучению, а затем и починен в межсезонье ✌

По началу прибор не подавал никаких признаков жизни за исключением того, что у него была полу-живая подсветка кнопок. В общем-то, этот функционал не самый главный для подобного прибора...
Девайс был разобран (а также наполовину распаян) и изучен на предмет работоспособности его отдельных радио-компонентов.
Так, как этот прибор достаточно древний (да еще и не имеет современной цифровой шины NMEA), информация и схемотехника в интернете отсутствовала. Совсем!...
Гугло-поиск же выдавал лишь одну картинку работающего индикатора.
Это фото,- всё что нашлось в инете про Simrad IS12 Combi
В общем-то, не очень много для понимания размера ущерба...
Но радиотехническое образование подсказывало, что если что-то было придумано и собрано, значит потом "это" можно как-то и починить 😏

При снятии задней крышки прибора, сразу бросилось в глаза наличие на плате нескольких вспухших конденсаторов (самый большой и четыре средних).


Однако, их замена ни к чему не привела, индикатор был по-прежнему мертв.
Для изучения схемотехники цепей питания микроконтроллера, пришлось отпаять 40-ножек ЖК-индикатора, расположенного с противоположной стороны.

С этой стороны внизу был впаян ЖК-индикатор
Более детальное изучение схемы питания выявило неисправность (короткое замыкание) стабилитрона, стоящего в цепи питания микросхем. Деталька оказалась малюсенькая (2х1,5мм) и не совсем стандартная для современных радиокомпонентов по распайке. Поэтому вместо нее был подобран и запаян элемент "супрессор", который подошел по размерам и распайке выводов.
Также выяснилось, что сгорели несколько SMD-резисторов, стоящих в цепи питания и цепи светодиодов подсветки ЖК-индикатора, а также бонусом сами светодиоды подсветки индикатора 😕
Глубины интернета вообще ничего не смогли сказать про эту "светодиодную экзотику"...


Загадочный светодиод подсветки ЖК-индикатора
Вместо этих элементов были изготовлены четыре микроплаты с запаянными на них современными микро-светодиодами (по два на каждой) и эти платы были имплантированы в пазы пластикового световода, который стоял с обратной стороны индикатора.

Световодная панель с обратной стороны индикатора
Для проверки "временной" работоспособности, ЖК-индикатор был на проводках припаян к плате и прибор ожил! 😄
После этого были подобраны ограничительные резисторы в цепи подсветки индикатора (старые выгорели вместе со светодиодами) и индикатор был впаян "на постоянное место жительства" в плату.

Подсветка при наличии внешнего освещения
Ночная подсветка 
Виновники неисправности прибора (монета не в счет)

Несмотря на отсутствие шины NMEA у данного прибора (у него есть есть только специфическая шина SimNet), к нему ещё вполне можно подключить внешние аналоговые датчики измерения температуры или аналоговые трансдюсеры для измерения глубины/скорости/лага лодки.
Показания температуры от термистора,
подключенного к контактам аналоговой шины
Проверка устройства в "боевых условиях"


P.S. Как показало исследование, данный прибор сгорел или от ошибочного подключения полярности питания предыдущим владельцем, или от перенапряжения питания (например, грозовом разряде, ударившем в лодку или рядом с ней), которое привело в выгоранию схемы стабилизации напряжения питания и части др. компонентов.

Если вам необходима помощь в починке подобной радиоэлектроники, обращайтесь...