"There are more things in heaven and earth, Horatio,
Than are dreamt of in your philosophy..."
Hamlet
Как водится, при покупке лодки, от старого владельца всегда остается что-то не нужное. То "убитые" шестерни от редуктора, то неисправный глубиномер 😀
Многие выкидывают подобный "хлам" не разбираясь и не вникая в суть технических проблем. Но ещё остаются люди, у которых появляется "зуд в руках", разглядывая подобные "железки".
Провалявшись почти пять лет на лодке, данный глубиномер был подвергнут изучению, а затем и починен в межсезонье ✌
По началу прибор не подавал никаких признаков жизни за исключением того, что у него была полу-живая подсветка кнопок. В общем-то, этот функционал не самый главный для подобного прибора...
Девайс был разобран (а также наполовину распаян) и изучен на предмет работоспособности его отдельных радио-компонентов.
Так, как этот прибор достаточно древний (да еще и не имеет современной цифровой шины NMEA), информация и схемотехника в интернете отсутствовала. Совсем!...
Гугло-поиск же выдавал лишь одну картинку работающего индикатора.
Гугло-поиск же выдавал лишь одну картинку работающего индикатора.
Это фото,- всё что нашлось в инете про Simrad IS12 Combi |
В общем-то, не очень много для понимания размера ущерба...
Но радиотехническое образование подсказывало, что если что-то было придумано и собрано, значит потом "это" можно как-то и починить 😏
При снятии задней крышки прибора, сразу бросилось в глаза наличие на плате нескольких вспухших конденсаторов (самый большой и четыре средних).
Однако, их замена ни к чему не привела, индикатор был по-прежнему мертв.
Для изучения схемотехники цепей питания микроконтроллера, пришлось отпаять 40-ножек ЖК-индикатора, расположенного с противоположной стороны.
С этой стороны внизу был впаян ЖК-индикатор |
Более детальное изучение схемы питания выявило неисправность (короткое замыкание) стабилитрона, стоящего в цепи питания микросхем. Деталька оказалась малюсенькая (2х1,5мм) и не совсем стандартная для современных радиокомпонентов по распайке. Поэтому вместо нее был подобран и запаян элемент "супрессор", который подошел по размерам и распайке выводов.
Также выяснилось, что сгорели несколько SMD-резисторов, стоящих в цепи питания и цепи светодиодов подсветки ЖК-индикатора, а также бонусом сами светодиоды подсветки индикатора 😕
Глубины интернета вообще ничего не смогли сказать про эту "светодиодную экзотику"...
Загадочный светодиод подсветки ЖК-индикатора |
Вместо этих элементов были изготовлены четыре микроплаты с запаянными на них современными микро-светодиодами (по два на каждой) и эти платы были имплантированы в пазы пластикового световода, который стоял с обратной стороны индикатора.
Световодная панель с обратной стороны индикатора |
Для проверки "временной" работоспособности, ЖК-индикатор был на проводках припаян к плате и прибор ожил! 😄
После этого были подобраны ограничительные резисторы в цепи подсветки индикатора (старые выгорели вместе со светодиодами) и индикатор был впаян "на постоянное место жительства" в плату.
Подсветка при наличии внешнего освещения |
Ночная подсветка |
Виновники неисправности прибора (монета не в счет) |
Несмотря на отсутствие шины NMEA у данного прибора (у него есть есть только специфическая шина SimNet), к нему ещё вполне можно подключить внешние аналоговые датчики измерения температуры или аналоговые трансдюсеры для измерения глубины/скорости/лага лодки.
Показания температуры от термистора, подключенного к контактам аналоговой шины |
P.S. Как показало исследование, данный прибор сгорел или от ошибочного подключения полярности питания предыдущим владельцем, или от перенапряжения питания (например, грозовом разряде, ударившем в лодку или рядом с ней), которое привело в выгоранию схемы стабилизации напряжения питания и части др. компонентов.
Если вам необходима помощь в починке подобной радиоэлектроники, обращайтесь...