18 мая 2019

Ремонт фрикционных шестерен редуктора Volvo Penta MS

"Наши руки не для скуки..."

Наконец-то «дошли руки» до ремонта фрикционных шестерен старого редуктора Volvo Penta MS (MSB) выпуска начала 80-х годов, который стоит на лодке с 3-х цилиндровым дизельным двигателем Penta MD17C. Подобные редукторы также используются вместе с двигателями Penta MD7 и MD11.
Редуктор Penta MS


Навряд ли бы я этим занялся, если эти шестерни до сих пор можно было купить. Но даже тогда, когда они были доступны (лет 8-10 назад), цена на новую шестерню была от 550+€. Теперь же купить новую (или мало б/у и рабочую), - задача практически не реальная.
Или покупайте старый редуктор целиком (цена от 1000€ без гарантии) где-нибудь в Скандинавии, или ищите замену вашему двигателю вместе с новым редуктором (от 4500€ +доставка/установка).

От прежнего хозяина на лодке остались две старых шестерни, которые я решил восстановить в качестве ЗИПа.

Основная причина неисправности подобных редукторов, - механически стирается (или сгорает от перегрева из-за низкого уровня масла в редукторе) фрикционная накладка внутри одной из шестерён. В редукторе установлены две подобных шестерни, - одна для переднего хода (длинная) и вторая для заднего.

При критическом истирании фрикционной накладки, внутренний торец шестерни начинает упираться во вращающееся коническое сцепление и больше не даёт ему нормально зацепиться к шестерне. При этом на самом сцеплении появляется выработка в металле.
Выработка в материале сцеплении
Упорный торец шестерни
Надо заметить, что в последующих моделях редукторов производитель изменил конструкцию и материалы, вообще отказавшись от использования фрикционных накладок на внутренней поверхности шестерни и сделав новое коническое сцепление из "мягкой" латуни, а не из стали, как раньше.
Сцепление из латуни в "новых" редукторах
Другой причиной неисправности является механическое стирание толкателя-эксцентрика конического сцепления. Он расположен вертикально (перпендикулярно оси вращения вала и сцепления) и передвигает сцепление или к шестерне переднего хода, или заднего и за счет центростремительного ускорения сцепление "прилипает" к фрикциону шестерни. Этот толкатель не дорогой и влияет на "чёткость" переключения передач.
Старый толкатель сцепления (sliding dog)
Новый толкатель в составе эксцентрикового
механизма переключения передач
Его замена займет от часа до трех в зависимости от удобства "подлезть к редуктору". Намного реже истирается рабочая поверхность конического сцепления или появляется его доп. люфт на оси. 
Коническое сцепление б/у
Подробно процесс восстановления шестерен описывать я не буду, но скажу, что он достаточно длительный и требует использования металлорежущих станков и рук "из нужного места".
Обязательное условие - соблюдение технологического процесса и постоянный контроль размеров.
При этом много времени ушло на поиск "правильного" материала, из которого можно изготовить эти накладки.

Так выглядел "убитый пациент":

Сгоревший фрикцион
Стертый фрикцион
Сгоревший фрикцион
Отклеившаяся накладка фрикциона
А так восстановленный:

Разница видна на глаз даже "ботанику" 😄

Конечно же, для того, чтобы извлечь эти шестерни из редуктора, его сначала надо полностью разобрать. Процесс не быстрый и требует использования спец. оснастки и знаний.


Устройство редуктора
В общем, если у вас возникли подобные проблемы, готов помочь в их решении на взаимовыгодных условиях.