"Наши руки не для скуки..."
Наконец-то «дошли руки» до ремонта фрикционных шестерен
старого редуктора Volvo Penta MS (MSB) выпуска начала 80-х годов, который стоит на лодке с 3-х цилиндровым дизельным двигателем Penta MD17C. Подобные редукторы также используются вместе с двигателями Penta MD7 и MD11.
Навряд ли бы я этим занялся, если эти шестерни до сих пор можно было купить. Но даже тогда, когда они были доступны (лет 8-10 назад), цена на новую шестерню была от 550+€. Теперь же купить новую (или мало б/у и рабочую), - задача практически не реальная.
Или покупайте старый редуктор целиком (цена от 1000€ без гарантии) где-нибудь в Скандинавии, или ищите замену вашему двигателю вместе с новым редуктором (от 4500€ +доставка/установка).
От прежнего хозяина на лодке остались две старых шестерни, которые я решил восстановить в качестве ЗИПа.
Основная причина неисправности подобных редукторов, - механически стирается (или сгорает
от перегрева из-за низкого уровня масла в редукторе) фрикционная накладка внутри одной из шестерён. В редукторе установлены две подобных шестерни, - одна для переднего
хода (длинная) и вторая для заднего.
При критическом истирании фрикционной накладки, внутренний торец шестерни начинает упираться во вращающееся коническое сцепление и больше не даёт ему нормально зацепиться к шестерне. При этом на самом сцеплении появляется выработка в металле.
Выработка в материале сцеплении |
Упорный торец шестерни |
Сцепление из латуни в "новых" редукторах |
Другой причиной неисправности является механическое стирание толкателя-эксцентрика конического сцепления. Он расположен вертикально (перпендикулярно оси вращения вала и сцепления) и передвигает сцепление или к шестерне переднего хода, или заднего и за счет центростремительного ускорения сцепление "прилипает" к фрикциону шестерни. Этот толкатель не дорогой и влияет на "чёткость" переключения передач.
Старый толкатель сцепления (sliding dog) |
Новый толкатель в составе эксцентрикового механизма переключения передач |
Его замена займет от часа до трех в зависимости от удобства "подлезть к редуктору". Намного реже истирается рабочая поверхность конического сцепления или появляется его доп. люфт на оси.
Коническое сцепление б/у |
Обязательное условие - соблюдение технологического процесса и постоянный контроль размеров.
При этом много времени ушло на поиск "правильного" материала, из которого можно изготовить эти накладки.
Так выглядел "убитый пациент":
Сгоревший фрикцион |
Стертый фрикцион |
Сгоревший фрикцион |
Отклеившаяся накладка фрикциона |
Разница видна на глаз даже "ботанику" 😄
Конечно же, для того, чтобы извлечь эти шестерни из редуктора, его сначала надо полностью разобрать. Процесс не быстрый и требует использования спец. оснастки и знаний.
Устройство редуктора |
В общем, если у вас возникли подобные проблемы, готов помочь в их решении на взаимовыгодных условиях.