12 января 2021

Ремонт зарядного устройства Omnicharge 12V

В конце прошлого сезона друг привез аж с самих Филиппин неисправное зарядное устройство Omnicharge 12-40, произведенное голландской фирмой TBS Electronics, которое стояло у него на яхте 6 лет и вдруг перестало нормально работать. На лодке поломки всегда происходят "вдруг"...

В качестве неисправности было заявлено "не видит напряжение на АКБ при зарядке, выдает ошибку "низкое напряжение" и выключается".

Для разборки девайса пришлось открутить более 30 штук разнокалиберных саморезов и винтов, чтобы извлечь саму плату ЗУ и прикрученную сбоку корпуса маленькую плату контроллера. Эта плата была соединена с самим ЗУ коротеньким плоским кабелем, к разъему которого так просто было не подобраться.

Такое ощущение, что подобные приборы делаются одноразовыми, ибо легко они не разбираются или при разборке часть соединяющих плат пластиковых разъемов ломается. Причем, ломаются не потому, что они какие-то "хитрые", а потому, что не предполагалось их разбирать или что-то рассоединять впоследствии. Этот плоский кабель можно было сделать на 3см длиннее, что спасло бы его разъем от поломки в случае необходимости разбора устройства.




Внешний осмотр показал, что в нижней части платы ЗУ (конечно же с закрытой корпусом стороны) начался процесс коррозии. И без полной разборки прибора этого видно не было. Но и после разборки это было не очевидно, - визуально чуть потемнел зеленый лак на одном из проводников. 

Но, если этот лак счистить, то будут хорошо видны "следы разрушения" медного проводника платы под лаком.

Левый край этого проводника идет на вход оптопары (схемы конечно же нет), правая часть проводника теряется где-то под тороидальным трансформатором с толстенными обмотками. Естественно, мультиметр показывал разрыв этой цепи.
При этом ЗУ располагалось на лодке в сухом месте с хорошей вентиляцией. Но море и влажные тропики сделали свое дело...
В общем, поверх напаял новый проводник и залил нижнюю часть платы лаком с двух сторон.

На платах обнаружилось восемь предохранителей четырех типоразмеров, от обычных стеклянных до совсем маленьких (в корпусе SMD), которые конечно же оказались рабочими 😀 Причем, шесть из восьми предохранителей оказались впаянными в платы. Из серии "я художник, я так вижу!"
Как это водится у современных разработчиков, чтобы добраться до любого из них, надо полностью разобрать ЗУ!
Странное расположение светодиода на плате

SMD-элемент с желтыми контактами - предохранитель


Маленькое желтое - тоже предохранитель

Также "порадовало" расположение одного из светодиодов, впаянного рядом с предохранителем в таком месте, что без полной разборки блока его просто не видно. Никогда... 
Судя по отсутствующим на плате компонентам, при разработке ЗУ планировалось встроить некие средства самодиагностики, но потом от этого отказались для экономии в "пять копеек" при цене устройства более тысячи евро!
"Бонусом" обнаружился отгнивший провод у одного из вентиляторов охлаждения (справа).

В общем, дополнительно пропаял уже начавшие окисляться контакты разъемов нагрузки, почистил пыльные вентиляторы, все собрал и подключил найденный на балконе старый аккумулятор для проверки...

Учитывая то, что найденный аккумулятор был практически "мертвый" (простоял на балконе пару лет и выдавал 9В перед подключением), ЗУ все же постаралось его зарядить. Правда, выше 11В напряжение на АКБ так и не поднялось... 
Но никаких ошибок ЗУ в процессе зарядки обнаружено не было.
По всем признакам девайс ожил при небольших трудозатратах 😀