16 апреля 2021

Ремонт маршрутного компьютера автопилота Raymarine S3

Прислали мне в ремонт аж из теплого Батума неисправный маршрутный компьютер автопилота Raymarine S3.

Из-за отсутствия прямого авиа и ж-д сообщения, блок переправили мне автобусом, который пару раз в неделю ходит оттуда в Москву и обратно. Политика, однако...

Вроде бы диагноз со слов владельца не смертельный, - не работает гидропомпа в режиме Auto. При этом на контроллере вся инфа отображается корректно и ошибок нет.

Рассматривая плату, сразу заметил, что кто-то уже в ней копался, - перепаяна пара мелких SMD-элементов и припой на контактных площадках утыкан щупами тестера.

На всякий случай уточнил у владельца. Да, - говорит он. Уже давал блок чинить, но не знал, что на плате что-то паялось. Вернули в том же состоянии...
Изучение оконечного каскада управления с тестером-осциллографом никаких погоревших элементов не выявило. Что в общем-то не характерно для подобного дефекта. Значит проблема кроется глубже и надо вникать в логику работы схемы. А логика "не очень логична" с моей точки зрения. Хотя, для 15-20 летней давности вполне могла и пойти. Беда производителя в том, что подобную схемотехнику он использовал на протяжении лет 25 с минимальными изменениями не обращая внимание на изменение элементной базы 😞
Перед выходным каскадом на полевых транзисторах управления помпой используется логическия схема, на входы которой поступает штук 12 разных управляющих сигналов с процессора NEC.
И, если какой-либо из "нужных сигналов" по каким-то причинам отличается от требуемого, эта схема перестает работать, как прописано в программе процессора и блокирует то, что должно быть на ее выходе. Поэтому пришлось изучать, что будет, если сигнал Х (или Х+11) не соответствует требуемому. Два дня щупания сигналов осцилом и рисование табличек состояния выходов,- и был найден "виновник".
Им оказался один из этих сигналов, напрямую поступающий с процессора платы. Точнее, сигнал там как раз не появлялся, что блокировало всю дальнейшую логическую схему.
Пришлось "обмануть" логическую схему и заставить ее работать "в новых условиях".
После этого блок заработал и лодка снова сможет ходить под управлением автопилота 😆
Все "удовольствие" заняло три с половиной дня сидения с микроскопом, осциллографом и карандашом ))