Пока я не уехал на теплые моря, ко мне попал очередной неисправный прибор с лодки владельца, стоящей где-то на далеких Карибах - Raymarine i70 (Е70046). Диагноз со слов владельца - "не включается". Девайсы для ремонта из дальних мест восточного полушария (Филиппины и Индонезия) у меня уже были, а вот с западного полушария - в первый раз...
Подобный диагноз может подразумевать под собой все, что угодно, - от результата удара молнии рядом с лодкой до обычного отсутствия контакта во входном разьеме, например.
Как правило, на поиск подобной неисправности уходит достаточно много времени. Естественно, никаких схем на подобные приборы не найти, поэтому все приходится делать "с чистого листа", часто самому рисуя схемы цепей.
Внешний осмотр прибора немного насторожил, снаружи кнопки управления прибора были подвержены коррозии.
Открутив пару винтов сзади и сняв переднюю крышку, фиксируемую на защелках (по три с каждой стороны), можно разобрать корпус.
Внутри стоит круглая плата, снизу к ней на разъеме подключена плата с кнопками и светодиодами подсветки и на плоском кабеле подключен TFT-дисплей. Плата фиксируется на задней крышке парой саморезов.
Визуальный осмотр круглой платы под микроскопом (а как вы сможете разглядеть целостность компонентов размером 1х0,5мм?) никаких дефектов не выявил...
А вот небольшая плата с кнопками с обоих сторон была изъедена коррозией, несмотря на довольно хорошую заводскую герметизацию корпуса прибора и покрытие платы защитным лаком.
Однако, это не спасло плату от внешних погодных факторов и часть проводников на плате просто исчезла. И даже часть тестовых площадок, покрытых инертным золотом, исчезли "за компанию" 😕
Промывка, прозвонка, пропаивание, перепаивание сгнивших проводников, покрытие тремя слоями лака, - и эта маленькая плата "воскресла".
Но это не заставило прибор включаться и работать...
При этом при подачи питания на прибор, он все же потреблял аж 6мА вместо положенных 130мА.
Для начала, стал смотреть напряжении питания чипов. Обычно их бывает несколько.
Одного из напряжений питания чипов с обратной стороны платы не было. И скорее всего, это могло быть причиной неисправности...
И тогда пришлось заняться рисованием электрической схемы.
Обычно это занятие мне не очень нравится, так, как на плате есть много очень мелких элементов без маркировки или с маркировкой, которая мало чего значит, ибо это аббревиатура марки компонента.
Все бы хорошо, но Гугл не смог определить некоторые из этих "странных детелей". Например 6-ногая микросхема размером 3х2мм в корпусе SOT23-6 и маркировкой P6U (слева от синих проводов). Поиском можно найти что-то похожее, но "о пяти ногах", но функционально этот элемент никак не вписывался в схемотехническую концепцию "моей схемы"...
Процентов на 80 все же смог определить, какой функционал элементов на плате и стал прозванивать пассивные элементы.
Естественно, что на SMD резисторах типа 0402 размером 1,0х0,5мм ничего указать нельзя, поэтому пришлось искать типовые схемы включения найденных элементов, чтобы определить "похожесть" номиналов.
Это заняло достаточно много времени и нашлось несколько "странностей" в номиналах элементов платы.
Однако такое вполне может быть, если эти номиналы элементы измерять впаянными в плату. Но выпаивать все резисторы, например, чтобы определить их номинал, - это мазохизм. Ибо они "ну ооооочень маленькие" (см. фото вверху) и потерять этого "микроба" при выпатвании и измерении - легче легкого.
В общем, пришлось использовать тонюсенькие проводочки и закон Ома, для определения токов, протекающих через цепи запуска стабилизатора питания.
Через некоторое время определился "наиболее подозрительный" элемент, стоящий в цепи запуска 5-вольтового стабилизатора и мониторящий протекаемый во входной цепи ток... Номинал элемента был "сильно больше референсного".
Пришлось ехать в "радиодетали" за этим компонентом...
Выпаивание "микроба" под микроскопом и замена его на "наиболее правильный" номинал сделала свое дело и девайс запустился 😓
При этом пожалел, что в хозяйстве нет термопинцета для выпаивания подобных компонентов.
На пол-дня я оставил прибор включенным для мониторинга его работоспособности.
С сожалению, источника сигналов STNG у меня под рукой не было и пришлось осциллографом просто посмотреть сигналы на шине CAN. Там нужные импульсы присутствовали...
В общем, очередной морской девайс побежден и в октябре отправится на Карибы в качесте запасного прибора.
P.S. Причина неисправности - кроме обычной для подобных приборов коррозии платы управления, - дефект одного из элементов в цепи запуска 5-вольтового стабилизатора.