22 февраля 2023

Ремонт Simrad IS15 Multi + IS15 transeiver

Очередной пациент на воскрешение, - дисплей Simrad IS15 Multi с трансивером. Комплект достаточно старый, ему лет 15, но вполне пригодный для использования. Правда, Simrad мне никогда не нравился ни своим пользовательским интерфейсом, ни технической (конструкторской) реализацией 😕
Трансивер - это блок, получающий параметры от внешних датчиков лодки (в данном случае это глубина, скорость и температура) и преобразующий их в сигналы локальной сети лодки (в данном случае это NMEA0183). А сам прибор может отображать практически все параметры шины, последовательно переключая его экраны.

Блок трансивера выглядит как коробочка, имеющая под крышкой несколько входных клемм для датчиков (синие слева) и выходные разьемы шины данных (штыри снизу). Внутри коробочки находится вот такая плата

В качестве заявленной неисправности было "прибор не включается". Это наиболее часто встречающаяся неисправность 😊

Для начала я разобрал трансивер и стал визуально изучать его плату. Сразу же насторожил белый налет под четырьмя мощными 2-х ватными резисторами в районе блока питания. Такая "копоть" обычно появляется при перегреве элемента выше допустимой температуры. Значит, по какой-то причине происходило повышенное потребление тока со стороны элементов трансивера и это "что-то" надо искать... 
Изучение напряжений микросхем и транзисторов никаких неожиданностей не выявило, все было, как положено. При этом сам  трансивер потреблял ток около 0,2А, что вполне укаадывалось в рамки (хотя нигде про это не было указано). Мощные ограничительные резисторы блока питания не грелись, светодиод БП горел "зеленым глазом". В общем, визуально все было ОК 😔

Для серии IS15 "Очень мудрый и главный норвежский изобретатель Simrad" решил придумать очередной проприетарный интерфейс, назвав его ROBLINK. Нигде, кроме серии девайсов IS15, он мне не встречался.
Суть его такова, что связь между компонентами сети Roblink осуществляется только по ДВУМ проводам. Причем, по этим же двум проводам на все элементы сети подается и напряжение их питания.
По неведомым причинам, напряжение питания в сети Roblink 18 вольт, а не 12, как мы привыкли с девайсами др. производителей. Точнее, остальные производители указывают, что входное напряжение может быть 12-30 вольт, например, но на разьемах интерфейса всегда 12В. Тут же вообще никаких упоминаний про параметры шины Roblink не указано. Есть только слова, что "Power requirement 12 volt nominal". А вот на выходе Roblink уже 18 вольт. Затейники, однако...
В общем, пока отложил трансивер в сторону и взялся за "прибор", который при подаче на него ни 12 вольт, ни 18 вольт не подавал признаков жизни 😓
Четыре самореза сзади и вот его внутренности со стороны штырей разьема roblink

Подав 12 вольт, попытался померить напряжение питания микросхем на плате. Его не было... Поискал конвертер напряжения на этой стороне платы и не нашел его. Значит, надо снимать плату и изучать ее обратную сторону.
Все тот же "мудрый норвежский конструктор Simrad" опять меня удивил, закрепив плату на пластиковых штырях-опорах и расплавив их выступающие части наподобие шляпок заклепок. Видимо, на производстве была проблема с саморезами...В общем, практически одноразовая конструкция 😔
Со снятой платой эта "гениальная" конструкция выглядит так

Шесть тоненьких пластиковых направляющих снизу и столько же сверху.
Прозрачный акриловый пластик крепится с передней части корпуса так же с помощью этих "пластиковых заклепок".
Со стороны ЖКИ на плате все же был найден импульсный конвертер напряжения, выдающий 5В для питания компонентов (справа от места расположения ЖКИ)
После замены микросхемы, девайс стал включаться, но через 3-4 минуты начиналось резкое увеличение потребления тока с 50мА до 1А (выше не пробовал, чтобы не попалить девайс). При этом ни один из компонентов платы не грелся.
На самом деле, перепайка микросхемы конвертера оказалась наименнее времязатратным делом, чем поиск глючного элемента в ее обвязке, приводившего к резкому росту потребления тока 😀
Из-за резкого возрастании тока потребления, прибор выжег и несколько элементов шины Roblink в самом трансивере, откуда он запитывался,- пришлось их тоже заменить. Это все результат конструкции шины Roblink (не к ночи будет помянута...)

Кстати, ЖКИ соединяется с контактами платы с помощью "всеми любимой" (в конце 90-х) полоски анизотропной токопроводящей резины. Поэтому жесткое крепление платы к корпусу крайне важно, иначе часть символов пропадут на экране. И пластиковые штыри крепления платы тут совсем не уместны...
Поставил плату на пластиковые штыри и с помощью паяльника "развальцевал" их выступающие остатки, чтобы плата нормально прижималась к ЖКИ. Однако, очередного разбора штыри не переживут...

Подключив датчик скорости/температуры к разьему трансивера (датчика глубины под рукой не оказалось), соединил с трансивером кабелем Roblink и подал питание
Бинго! 💣

Потом подключил трансивер по NMEA к шине автопилота Raymarine, который у меня всегда на столе под рукой в качестве стенда 😀
Все суммарно потребляет около 0,25А, что и требовалось. Правда, при включении пиковое значение тока вырастает аж а 4 раза, но это "так и задумано гениальным конструктором". 
В общем, эпопея с реанимацией этого Simrad завершена, чему я рад, так как потратил много времени на это "чудо".