11 марта 2023

Ремонт датчика сонара Humminbird 360 Imaging

Это продолжение эпопеи воскрешения электроприборов с затонувшей осенью лодки.
На этот раз руки дошли до датчика сонара Humminbird 360Imaging. А выглядит он вот так 😄

Собственно, сам датчик кругового обзора находится в самом низу механизма на телескопической штанге и управляется с помощью двух кнопок DOWN/UP, расположенных наверху. В нижней части блока расположен  разъем питания и разъем для подключения к сонару (который тоже пока у меня в ремонте).
Длина всей этой конструкции составляет 130см, а её вес около 10кг.
Верхняя пластиковая крышка крепится на защелках. Но это декоративная защита. Сняв ее, можно увидеть 4 самореза, крепящие крышку блока управления. На каждом из них есть резиновая прокладка (o-ring).
Между верхней крышкой и корпусом установлена мощная силиконовая проклядка для защиты от пападания влаги. 


Однако, даже такая хорошая защита спасла электронику частично, - на крышке и поверхности платы со стороны элементов были видны капли влаги и коррозия платы 😕 


Напомню, что девайс пробыл под водой (пресной) на глубине около 2-х метров всего 6 часов!
Как ни странно, самым сложным окозалось вынуть плату из корпуса для ревизии электроники. Для этого надо было открутить всего лишь две гайки размером 18 и 20мм, фиксирующие разьемы с противоположной стороны пластикового корпуса.
Вот только гайки эти оказались приклееными! Не какой-нибудь thread-lock или герметик, а настоящий клей, жестко фиксирующий детали 😧
Сначала я залил их WD-40 и оставил на ночь отмокать. Утро попробовал  сдвинуть их плоскогубцами, но гайки стояли мертво. Пришлось пойти в магазин за ключами, так как ключей "таких популярных размеров" как 18 и 20мм у меня не оказалось.
Однако, попытка отвернуть их ключом тоже не увенчалась успехом. У меня даже закралась мысль, что сами гайки находятся с обратной стороны, а плата устанавливалась на контакты разъемов потом и уже после этого контакты разьемов припаивались. Но, прикинув "особое удобство работы и пайки" с девайсом длиной 120см, стоящим вертикально, я решил, что это был бы мазахизмом на производстве 😀
В общем, опять залил гайки жижей и оставил на ночь...
Начал с пластиковой гайки. Ключ на 20 одевался на нее очень плохо, долго искал чем бы зафиксировать корпус разьема, чтобы пластик не лопнул. В общем, минут через 40 гайка сдалась!
Два контакта второго разьема я решил выпаять, чтобы не мучиться с гайкой. При этом, один из штырей внутри разьема вывалился. Видимо нагрузка на контакты при попытке откручивания гайки снаружи сделали свое "черное дело" 😕 
Как нынче водится, все подобные электронные устройства выполнены на 32-битном микроконтроллере типа 32F100хх, имеющим в себе память, таймеры, преобразователи и интерфейсы.
Программа обработки в памяти контроллера позволяет принимать/передавать данные по внешнему интерфейсу.

С обратной стороны платы кроме нескольких пассивных элементов и двух дополнительных разъемов (подключение шагового двигателя и датчика направления вращения) ничего интересного не было. Лишь небольшие очаги всё той же коррозии.
Зато со снятой платой был отлично виден шаговый двигатель со встроенным редуктором, который управлял выдвиганием/вдвиганием штанги с датчиком. 

На оси двигателя была надета зубчатая шестерня с цепью на ней (типа велосипедной, но "силиконовой на вид"). Она выполняла роль передаточного звена при выдвижении штанги. Сорри, фото забыл сделать...
Пришлось использовать рычаг, чтобы немного провернуть закисшую от коррозии шестерню на оси двигателя.
В общем, отмыв плаату от коррозии и восстановив корродировавшие проводники и разъем, стал все собирать для проверки. Ибо в разобраном виде короткие провода, подключаемые разъемами к плате, не позволяли это сделать.
Собрав все "как было", подал питание и нажал на кнопку выдвижения штанги. Что-то внутри зажужжало и шток начал довольно шустро выдвигаться наружу. При этом потребление составило около 3А. Нажатие на вторую кнопку убрало выдвинувшийся шток на место. Ура! 💣

Странно, что производитель съэкономил на индикации и нет никаких визуальных индикаторов работы. А ведь так можно и оторвать датчик от штока, забыв вдвинуть штангу внутрь при движении (или при мелководьи).
В общем, спас еще одну "лодочную железяку" 💪

В работе осталось еще три утопленника из 20 спасенных - сонар Humminbird к этому датчику, чартплоттер Raymarine C90W  и электромотор Minn Kotta Terrova55 с ДУ.
Так, что
продолжение следует...