10 июля 2023

Ремонт маршрутного компьютера Raymarine Т400

Эта модель маршрутного компьютера системы автопилота прибыла ко мне в анатомичку из г. Углич впервые, хотя до этого был очень похожий на него компьютер S3. Этой модели лет под 20, но весь необходимый функционал подобных устройств и на сегодняшний день мало изменился.

В качестве заявленной владельцем неисправности, - контроллер Raymarine ST6002 при включении показывает "NO PILOT" и больше ничего не происходит.
Сняв защитную крышку разъема подключения датчиков, сразу стало ясно что произошло и почему

Визуально несколько элементов над контактами подключения шины Seatalk были повреждены.
Обычно такое случается от наведенного электричества при грозовых разрядах. При этом молния не обязательно должна ударить вам в мачту. Достаточно, чтобы она шарахнула в миле-двух от вас. Тогда по проводам от приборов, идущими от топа мачты или из кокпита внутрь, электро-магнитный импульс попадет на входы дорогостоящих девайсов и сделает свое "черное дело". Более всего от этого страдают анемометры на топе мачты и приборы-указатели ветра (хорошо, что у меня лодка стальная и "на зиму" я все приборы из кокпита снимаю и убираю внутрь 👆).

Как правило, вслед за входными цепями (где стоят пассивные элементы) выгорают и детали, стоящие дальше. И данный случай в очередной раз это подтвердил, - заменив несколько дросселей и конденсаторов сразу на входе шины Seatalk, ничего не произошло, - при включении на экране по-прежнему грустная надпись NO PILOT 😔
По моему богатому опыту реаниматора, так быстро подобные приборы не восстанавливаются и надо продолжать изучать схему...
Вот так выглядит плата размером около 30*20см, расположенная под пластиковой крышкой. Ее реальное фото делать не стал, на макетных картинках она выглядит нагляднее 😁


Несметное количество компонентов, которые для начала надо изучить на предмет целостности под микроскопом. Обычно после удара молнии часть из них бывает повреждена. Если повезет, вы их найдете через пару-тройку часов разглядывания платы под микроскопом 😎
Пара из явно поврежденных компонентов (полевые транзисторы) были достаточно быстро найдены и заменены, - на их корпусах были микро-трещины). Но эта замена не улучшила картину работы, - теперь после включения и первоначальной надписи NO PILOT, на экране контроллера автопилота стала появляться надпись SEATALK ERROR.
Пришлось опять изучать электрическую схемы девайса (благо она у меня есть) и прозванивать компоненты, отвечающие за преобразование данных на шине Seatalk.
Еще несколько часов работы и замены нескольких неисправных пассивных компонентов и еще пары полевых транзисторов.
Пока результат все тот же, - никакой. Вот и день прошел...

На следующий день - поездки в магазин за очередной порцией радио-деталек и продолжение прозвонки компонентов платы.
Некоторые элементы приходится выпаивать и проверять автономно, так как на плате часто бывает сложно определить их работоспособность из-за компонентов соседних цепей.
Еще пара часов и найден очередной "труп" в виде сдвоенного транзистора, который визуально был "вполне живым" и звонился "практически как новый" 😅
Его "пересадка" привела к воскрешению пациента и при включении на экране появилась надпись CALIBRATION REQUIRED и девайс перешел в состояние STANDBY.
Подключение датчика положения руля, компаса и мотора в качестве нагрузки, подтвердили, что пациента можно выписывать из реанимации с диагнозом "готов приступить к работе".

Ура-Ура!!

Продажа и ремонт судовой электроники тут же