27 декабря 2023

Ремонт маршрутного компьютера Autohelm T300

Данный пациент, попавший в мою "реанимационную палату", - довольно преклонного радио- возраста, ему под 35 лет. Это то поколение автопилотов, которое было между "брендами" Raytheon и нынешним Raymarine 😊 
Со слов владельца, оно "практически работает", но на разъем соленоида блокировки clutch почему-то выдает меньше 9 вольт. Понятное дело, этого напряжения явно не достаточно для втягивания штока соленоида.
Следы почтенного возраста пациента можно рассмотреть на проводниках печатной платы снизу, где явно заново залуживали их часть. Да и толстенный слой защитного лака с обеих сторон не характерен для производителя "самого надежного морского оборудования" 😋 
Владелец сообщил, что уже менял полевой транзистор, управляющий соленоидом, и после этого девайс какое-то время даже работал. Правда, с его слов, напряжение на разъеме соленоида прыгало от 9 до 12 вольт, и система работала эпизодически.
Большой плюс старинных систем автопилотов в том, что в них не прописан алгоритм определение подключения датчиков к маршрутному компьютеру (компас и датчик положения руля), поэтому никаких ругательных сообщение на экране контроллера не появляется 😊 Это же является и минусом ))
Со стороны элементов плата выглядит так
Слева от первого реле над соединительной колодкой как раз и находится транзистор, когда-то замененный владельцем.
В общем, подключил контроллер и питание и стал смотреть, что происходит на разьеме соленоида...
Никаких прыгающих 9-12 вольт на нем я не обнаружил, всего лишь 7,3 вольта постоянно. При этом управляющий полевой транзистор секунд через 20 начинает существенно греться, что не есть правильно.
Начинаю измерять управляющие транзистором напряжения и понимаю, что какая-то фигня на приборе. Ибо на затворе полевика с р-каналом почти 11,2 вольта при напряжении питания 12В, а так быть не должно!
Соответственно, на нем рассеивается почти 4 вольта, что и приводит к его резкому нагреву из-за того, что он не полностью открыт.

Почему-то электрической схемы на данный девайс в файле service manual не оказалось. Есть и монтажка, и список элементов и блок-схема, а электрической - нет! Уроды, - подумал я и начал изучать то, что есть.
Поначалу решил, что меняя транзистор, владелец ошибся с его типом. Ан нет, все, как в спеке, - полевик с р-каналом. Потом стал смотреть, через какие цепи происходит управление им. Очень долго прыгал со слоя на слой, занимаясь трассировкой проводников. Тоже все нормально, дошел до выхода микросхемы контроллера, выдающей сигнал в цепь управления соленоидом (0,6 вольт в режиме standby и ноль вольт в режиме auto).
Но при таком, как сейчас, управляющем напряжении на затворе, полевик данного типа никогда полностью не откроется! Он должен быть или с n-каналом, или на его затвор должно подаваться существенно большее напряжение.
Решив, что вторая догадка наиболее вероятна, я снова стал трассировать плату в поиске нужных цепей. Двое очков, плюс микроскоп, плюс выпаивание некоторых элементов, закрывающих переходные отверстия платы, и в противоположной стороне платы найдена кучка элементов, которую я первоначально не рассматривал в качестве "подозреваемой", но куда привел меня "волшебный клубочек" 😉
К этому же умозаключению также привело очередное разглядываете блок-схемы девайса (другой же нет!), где был найден "странный сигнал" VDBL аж в 24 вольта.
Зачем бы тут это напряжение (версия платы на 12 вольт и переключателя напряжения соленоида на ней нет),- задумался я...
Вот если бы этот сигнал шел к части схемы управления соленоидом, то это было бы понятно. Но на блок-схема это явно не указано.
Не иначе, как "враги народа" специально решили запутать радио-паталогоанатомов, - решил я 👆Очередные пара-тройка часов исследования "странностей" схемы и стало понятно, что "изобретатель" использовал схему подпитки управляющего затвором напряжения, чтобы увеличить его до 20-24 вольт для полного открывания полевика для подачи 12 вольт питания на соленоид.
Вызвонив элементы этой части схемы, была найдена пара компонентов, требующих срочной замены, что привело девайс в чувство и он стал работать как положено!

P.S. Данное восстановление компьютера заняло достаточно долгое время из-за не типичной схемотехники. Но как говориться, "век живи, век учись..."

Продажа и ремонт судовой электроники тут же