08 декабря 2023

Ремонт бортового компьютера B&G H5000

Пришла зима, а значит я опять дома занимаюсь ремонтом морской электроники...

В этот раз пациентом выступил компьютер от компании Navico под торговой маркой B&G модели Н5000. В это семейство приборов кроме самого компа еще входят различные дисплеи и контроллер автопилота, подключаемые по шине N2K. Navico также владеет еще двумя брендами Lowrance и Simrad.

С данным производителем я уже сталкивался этим летом, когда реанимировал дисплей из этой серии. Причем, этот дисплей я смог воскресить дня за два, а вот второй - новый, который дали в качестве тестового, умер у меня прямо на столе. Просто выключился и все...😕 И восстановить его я пока не смог (похоже, проблема в одном из встроенных стабов в контроллере в исполнении BGA).
В качестве неисправности этого компьютера было заявлено, что при подключении к нему аналогового датчика ветра B&G, дисплей показывает неверное направление (скорость ветра отображается корректно).
Замена датчика на другой (заведомо исправный) не решает эту проблему, а замена компа - решает. Датчик ветра (имеющий выход N2K), подключенный к этому компьютеру, выдает верное показание направления ветра.
Первоначально комп был отдан для диагностики "электро-умельцу"в турецком Мармарис, где в тот момент находилась яхта, который после долгих разглядываний платы сквозь лупу заявил, - "на трех элементах видны дырки и их надо менять. Элементов для замены у меня нет". Уж не знаю, сколько лир он запросил за этот "мудрый вердикт" 😊
В общем, с этим "диагнозом" компьютер приехал ко мне в декабре...

Конечно же, никаких дырок на элементах мне найти не удалось даже разглядывая их под микроскопом 😎 (это одна из "приговоренных к замене" микросхем).


Да я и не ожидал их увидеть 😏
Тогда, глядя на разъем подключения датчика ветра, пришла очередь рисовать входные цепи...


Red, Green, Blue - вот эти шины данных меня интересовали. Понятное дело, что никакой другой датчик ветра, кроме родного B&G, подключить я не смог (а "родной" мне никто не привез). Схему тоже почему-то производитель "не отважился" опубликовать, поэтому - микроскоп, бумага, карандаш, интернет - наше всё в подобном ремонте 💪 
Вот так выглядят эти цепи после разъема

Собственно, в каждом канале (фазе) последовательно стоит керамическая индуктивность, затем резистивный делитель (10к/10к, параллельно резистору на землю стоит керамической конденсатор), затем последовательно защитный диод и потом сигнал идет куда-то в средние неизведанные слои платы...

Все шесть резисторов (размер 0603) входных делителей имеют одинаковую маркировку (01C, что означает 10кОм), но по факту, один из резисторов, стоящих последовательно в цепи фазы, имел сопротивление 15к. Почему это произошло - не известно, но скорее всего заводской брак. 
Выпаял резистор, измерил его сопротивление на столе - те же 15к. Перепаял, изучаю дальше...
Понимаю, что сопротивление второго резистора делителя (идущего на землю) 5к тоже не соответствует маркировке. Выпаял, измерил - 10кОм, все ОК. Вот ведь фигня...Значит что-то с нагрузочными цепями не так.
Стал смотреть в сторону кондёра и диода в цепи этой фазы. Выпаял, проверил, - все в норме.
Тогда решил посмотреть, куда же дальше идет цепь этого сигнала.... Долгое кручение платы в руках для отслеживания переходных отверстий и проводников, идущих со слоя на слой платы и вот она конечная цепь - нога 8 у контроллера. Соседние фазы с разъема аналогового датчика ветра идут на ноги 7 и 6 этого 100-контактного чипа.
Отпаяв эти выводы, измерил сопротивление входных цепей чипа. У рабочих фаз - входы не звонятся, у "глючной" фазы сопротивление 10к (вот почему с впаянными цепями делителя оно звонилось как 5к (два раза по 10к в параллель).
Менять контроллер я не буду. Может после замены входного делителя, амплитуды этой фазы будет достаточно, чтобы контроллер ее "увидел" и показал правильное направление ветра. 
Но для этого нужен ветроуказатель (которого у меня нет), чтобы проверить все в сборе!

P.S. из плюсов данного компа можно особо отметить возможность настройки несметного множества параметров системы через встроенный web-интерфейс 👇

Продажа и ремонт судовой электроники тут же