07 декабря 2020

По волне моей памяти

Когда это было, когда это было,
Во сне? Наяву?
Во сне, наяву, по волне моей памяти
Я поплыву.

Nicolás Cristóbal Guillén Batista

Предисловие.

На днях я попал в больницу и, чтобы отвлечься, посмотрел концерт "Машины времени" в честь 50-летия образования группы. Одна из их первых песен концерта называлась "День рожденья" и была написана ими в середине семидесятых. И неожиданно в голове всплыли воспоминания о событиях моей юности, связанные с этой песней, которые уже практически стерлись из памяти...

"День рожденья" или "Дети - хозяева лагеря"

"Когда я был маленьким, я тоже был в пионерских лагерях", - эта фраза тов. Дынина из старого черно-белого фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен" про пионерский лагерь времен СССР, мне часто вспоминается с годами. А точнее времена, когда я летом ездил в пионерский лагерь от НИИ, где у меня работала мама.

Лагерь назывался "Метеор" и располагался в сосновом лесу на берегу реки Нара недалеко от д.Таширово. 
Первый раз я попал туда летом 69-го за месяц до того, как пошел в первый класс. И судя по тем корявым буквам и фразам в письмах-треугольниках, которые я тогда писал из лагеря домой с кучей грамматических ошибок, сначала мне там совсем не понравилось. К сожалению, сейчас эти письма не сохранились, но помню, что особенно в тех письмах я ругался на еду, которая отличалась от домашней...
Учитывая то, что моя мама проработала в своем "ящике" почти 35 лет, в этот лагерь я ездил постоянно и часто на все три летних месяца.
С годами отдых там мне стал всё больше и больше нравиться, в лагере "сколотилась" постоянная компания друзей, у которых родители работали в том же НИИ и летом отправляли на отдых своих детей в одно и то же место.
Со временем образовался и постоянный контингент пионервожатых, которые переходили из младших отрядов в старшие и знали всех подопечных и их родителей.
Обычно возрастной ценз для детей был от 7 до 14 лет, но иногда делали исключение и наша "компания" ездила туда аж до 16 лет потому, как руководство лагеря считало нас "своими".
В нашей компании было 3 человека, - я, Мишка Родимов и Валерка Лунцов. Несколько последних лет мы ездили в лагерь вместе, а так, как и жили недалеко друг от друга в Черемушках, то и частенько встречались не только летом.
Мишка жил в пятиэтажке на Перекопской улице и я частенько ездил к нему в гости на троллейбусе.
В одном из соседних с ним новых домов жила семья шведских дипломатов, сын которых также дружил с Мишкой. Приезжая к Мишке в гости, я находил у него много свежих шведских музыкальных журналов с новостями о рок-группах с шикарными фотографиями и постерами в разворот. Текст заметок был абсолютно не понятен, но зато какие фотографии рок-кумиров тех времен! Ясное дело, что первыми в журнале были новости про АВВА, которые тогда набирали обороты.
А затем шли подборки про рок-звезд того времени, - AC/DC, Sweet, CCR, Aerosmith, Slade, Pink Floyd, Queen и т.д. В общем, из фотографий было понятно, кто какое место занимает в рок-рейтинге и что у них нового.
А еще у Мишки был мега-современный по тем временам кассетный магнитофон Philips и куча кассет с записями современных западных рок-исполнителей. Этот магнитофон он таскал повсюду, благо он был компактный и легкий (не чета тогдашним популярным нашим Электроника-302 или Весна-202). Понятное дело, что записи были копиями, которые он сделал с кассет шведского приятеля, но качество их было вполне приличным.
Как водится, многие подростки того времени имели гитары и частенько бренчали на них или в подъезде на лестничной площадке или на лавочке перед ним. У меня первая гитара появилась где-то в 6-7 классе. Естественно, никаких "консерваторий" я не заканчивал и учился играть на ней глядя на своих друзей по подъезду или по пионерлагерю.
У Мишки был музыкальный слух и хорошо поставленный голос. К тому же он любил петь и при этом умел хорошо играть на гитаре. И абсолютно не стеснялся аудитории. Пел он громко, стараясь полностью копировать оригинального исполнителя.
Кроме кассет с записями рок-групп тех пор, у Мишки было много записей группы "Машина времени". Он очень похоже копировал голос и интонацию Макаревича и "Машина" была его любимой отечественной группой. Собственно, тогда "Машина" нравилась практически всем сверстникам. Другое дело, что магнитофоны тогда были не у всех и, потому "безлошадные" частенько ходили в гости к тем, у кого появлялась "свежие" записи.
Мишкин старший брат Виктор работал в том же НИИ и, когда мы уже были в старших отрядах,  летом он трудился помощником пионервожатого в "Метеоре". 
В трех старших отрядах лагеря по выходным были танцы. Обычно на них звучали записи групп тех лет и в большей степени зарубежных.
Но однажды в наш лагерь приехали живые музыканты со своей аппаратурой. Ребята (во всяком случае пара из них) тоже работали в том же "ящике" и, насколько я помню, имели репбазу в подвале одного из соседних районных ЖЭКов в Черемушках.
На очередных лагерных танцах в субботу они отиграли несколько песен популярных отечественных групп и уехали в Москву, оставив всю свою аппаратуру в углу сцены лагерного клуба, собираясь снова приехать с "шефской помощью" через неделю.
Пока их аппаратура и гитары лежали в углу сцены, ожидая возвращения своих владельцев через несколько дней, Мишке пришла в голову мысль, - а не поиграть ли на настоящих инструментах? Тогда это была недостижимая мечта для многих.
Просто так это сделать было сложно, так как клуб частенько запирался на ключ. Тогда Мишка пошел к своему брату и попросил его похлопотать перед начальником лагеря, чтобы нам открыли клуб для "репетиции". Как ни странно, Виктор договорился, и клуб нам открыли. А еще разрешили репетировать во время "тихого часа", что вообще было  круто!
В результате, Мишка, Валерка и я получили временный доступ к музыкальной аппаратуре. Почти час мы собирали ударную установку, растаскивали оборудование по углам и соединяли все кабелями. Естественно, никаких микшерских пультов и гитарных примочек в том комплекте не было. Да и никакими гитарами Fender или Gibson там не пахло, а были ГДР-овские Muzima. Но и без этого мы были очень рады тому, что нам досталось в пользование.
Валерка сел за барабаны, Мишка играл на ритм-гитаре и пел, я же играл на басу. Учитывая то, что бас-гитару я взял в руки первый раз в жизни, поначалу у меня получалось не очень вразумительно. Но через час-полтора я приловчился и у нас даже что-то стало получаться.
В качестве репертуара естественно выбрали несколько свежих в то время песен "Машины времени", - День рожденья, Солнечный остров, Капитан, Марионетки. 
Мы так увлеклись творческим процессом, что даже пропустили ужин 😃
Вечером в здании клуба должны были состояться очередные танцы и Мишкин брат договорился, что в самом начале мы сыграем несколько песен.
Перед дебютным "выступлением" на сцене, меня бил "мандраж", - я плохо представлял, что происходит вокруг и был сосредоточен исключительно на выступлении. Мишка и Валерка выглядели невозмутимыми и были готовы к дебюту.
Часам к восьми вечера в клубе собрались "пионеры" и вожатые старших отрядов и мы начали. Что происходило в зале я не помню, голова была занята исключительно процессом борьбы с волнением. Все песни я знал наизусть, но боялся ошибиться с табулатурой. Поэтому почти постоянно следил за положением пальцев на грифе и не смотрел в зал.
Конечно, свиста из зала не было, все понимали, что на сцене новички и после каждой песни даже аплодировали.
Отиграв несколько песен, Виктор, который отвечал за музыкальный репертуар на танцах, включил магнитофонную запись через внешние колонки и я смог немного "прийти в себя". "Для первого раза неплохо", - подбодрил он нас.
Очень жаль, что никаких "концертных" фотографий тех лет не осталось. Да и вообще, фотографий "лагерного возраста" у меня есть всего штук пять. Я бы сейчас с удовольствием посмотрел на то, "что там было, как я спасся" 😁

P.S. В настоящий момент лагерь заброшен...