28 октября 2021

Ремонт румпельного автопилота Raymarine ST1000+

Не успел я вернуться с лодки, как ко мне приехал в ремонт из Самары автопилот Raymarine ST1000+. Этот девайс выпускается достаточно долго и до сих пор популярен для лодок длинной до 10м.

Внутри корпуса находится плата управления, двигатель с редуктором и ременной передачей и червяк (винт), приводящий в движение шток, управляющий румпелем.

При включении подопытного девайса, он постоянно пищал и никак не реагировал на нажатие кнопок. При этом на ЖК-индикаторе тоже ничего не отображалось.

Как обычно, - сначала визуальный осмотр внутренностей...
И сразу бросается в глаза, что сломана рамка, прижимающая ЖК-индикатор к плате управления. Причем отломанных фиксаторов рамки внутри девайса нет. Печалька номер 1...

Конструкция модуля отображения достаточно архаичная и контакт индикатора выполнен с помощью полоски аназотропной проводящей резины, через которую сигналы с платы поступают на "стекляшку", на которой напылены алюминиевые контакты.



Заодно оказались отломаны углы у белого пластмассового отражателя, который стоит под самой стекляшкой. Печалька номер 2...
Не иначе, как автопилот как-то сильно "качнуло" с механическими повреждениями внутри 😉

А сам модуль индикации в сборе выглядит так (с обратной стороны):
Дальнейшее изучание платы контроллера выявило, что всеми любимая коррозия отметилась и здесь (одно из мест - справа от круглого конденсатора). Несколько проводников на плате и переходных отверстий были полностью съедены коррозией.
Второе корродированное место было около ЖК-индикатора.

В общем, восстановил порушенное на плате коррозией и включил...
Постоянный писк пропал. Это хорошо 😊
Но автопилот по прежнему никак не реагирует на нажатие кнопок. Это плохо 😞
Точнее, он кратковременно пищит при нажатии на кнопки (как и должно быть), но ничего при этом не происходит.

Тогда в ход пошли измерительные приборы, которые показали, что процессор автопилота выдает сигналы управления, а вот силовые элементы управления мотором на это никак не реагируют.
Собственно, это очередная часто возникающая неисправность данных устройств.

Перепайка четырех полевых ключей управления мотором восстановила статус-кво и автопилот стал реагировать на команды как положено.
Но индакатор по-прежнему показывал какую-то малоразбираемую дрянь из-за плохого контакта стекляшки с платой из-за сломаной фиксирующей (и направляющей) рамки.

Понытки найти в инете модель этой рамки, чтобы напечатать ее на 3D-принтере, не увенчались успехом. А расовать модель "с нуля"  - не очень дешевая затея.
Производитель указывает эту рамку, как сборочную единицу, поставляемую вместе с ЖК-индикатором, подложкой и резиновой проводящей прокладкой и даже имется их сборочный номер QO53. Но подозреваю, что цена на "это" должна быть "не вкусной" 😢
В общем, пока вопрос о "показометре девайса" оставлен до "лучших времен". Возможно, удастся найти донора с этой рамкой. Ждем-с...
А пока автопилот работает и без нее.