01 июня 2013

"Тут все не по нашему, зато по-человечески..." (с) мое

Собственно, эту фразу я произнес неделю назад, когда разговаривал с другом из Москвы по Скайпу. Она ему понравилась и он даже сказал, ее надо где-то записать. Не, вот я решил ее "забложить" :)
Собственно, ей на Тайване подчинено практически все, что попадается вам тут по пути. Сразу по прилету, еще в аэропорту Taoyuan, вы начинаете примечать, что вроде бы все, как в любом другом городе, но все же что-то "режет" вам глаз...

Почему-то больше всего я начинаю "дивиться", попадая в Тайпейское метро. Во всяком случае, каждый раз, когда я бываю в их "подземке", я нахожу (или случайно замечаю?) для себя что-то новое...

В середине 90-х я многократно бывал в "бананово-лимонном Сингапуре" и тамошнее метро, практически слизанное с японского, тоже было не хуже Тайпейского. Но оно не производило на меня такого мажорного впечатления. Может быть я просто был глупее моложе и не обращал внимания на такие "мелочи жизни"?

Тут же, каждый раз, когда я спускаюсь в местную подземку, мне становится стыдно за российскую власть. Может быть именно поэтому, я ненароком замечаю все эти "пустяковые" мелочи вокруг? Ладно, хватит слюней, давайте факты...

Хотя, почему "подземка"? В Тайпее вроде бы метро одно. Да и называется оно у них тоже metro, как и у нас. Но в качестве "бонуса" к обычной "подземке" у них есть достаточно обширная часть "легкого" метро, как у нас на ВДНХ (образно).


Подумаешь, метро, эка невидаль, - скажете вы. Сейчас куча городов в России имеют это зловонное и душное метро, да и "наше" будет по-круче по количеству веток и станций. Да, Тайпейское метро пока имеет только 10 веток, 4 из которых идут "параллельно" и разветвляются ближе к концам ветки. Но не в этих цифрах дело, а в организации и уровне сервиса. Причем для всех без исключения! Будь ты тинейджер или подслеповатый горбатый старичок с палочкой или инвалид-паралитик на коляске. Для всех есть комфортный вход в метро и сервис VIP-уровня.

Конечно, местная подземка тут совсем молодая, ей всего лишь лет 20-25 от роду. Правда, это был серьезный "долгострой" как мы любим говорить. И почти половина авто-магистралей была основательно перекопана, так как линии залегают неглубоко, метров 15-20 под землей и тянутся как раз под главными улицами города. Я помню это время, когда из-за этих раскопов на главных магистралях Тайпея образовывались огромные многокилометровые и смрадные пробки из автомобилей и скутеров. Прям, как на МКАДе или ТТК в часы-пик. Но спустя какое-то время, процесс был завершен (в основном) и сейчас местная инфра-метро-сеть покрывает практически весь город.

Наверное, перечисление мной всех метро-фенечек займет не одну страницу. Но основные из них видны сразу.

Первое, что вы видите, опускаясь (а иногда и поднимаясь) в метро, - это прохлада даже в самый знойный день, абсолютные порядок, чистота и спокойствие, царящие тут на фоне техно-атмосферы и блеска стекла, камня и металла. Для покупки билетов есть специальные автоматы, где вы можете купить многоразовую накопительную магнитную карту EasyCard, которую можно использовать не только для оплаты проезда в метро, автобусах, электричках, но и аренды велосипедов, оплаты покупок во многих магазинах. 



Карты бывают для взрослых и школьников (естественно, стоимость их проезда раза в 2 ниже). Если вы увидите на любой кассе в городе специальный логотип карты на кард-ридере, - смело расплачивайтесь ей (если у вас на ней, конечно, есть, чем платить, - она дебетовая :))
За саму карту вы платите 100 местных долларов (100 руб.), но в любой момент вы можете сдать ее обратно и получить эту сумму.
   

Естественно, никаких очередей за покупкой карт или пополнением ее баланса нет даже на центральной станции (она так и называется Taipei Main station потому, что тут расположен единственный в городе ж/д вокзал) в час пик (как ни странно, - это середина дня выходного). На одном из спусков к перрону станции около турникетов есть будочка-аквариум, где сидит персонал, который готов ответить на любой ваш вопрос и помочь в любой ситуации. 


Тут же стоят несколько складных инвалидных колясок и пара огромных кейсов с дефибриляторами! Вы много встречали на наших столичных станциях метро дефибриляторов или инвалидных колясок? Не сбились со счету?

Поражает отношение местного населения и подстройка инфраструктуры под нужды инвалидов и пожилых. Не потому, что их тут больше половины населения, как вы сначала подумали, а потому, что тут "все не по нашему, зато по-человечески...". 

Каждый из входов-выходов станции метро дублируется лифтом, которым может воспользоваться любой пассажир. И это считается нормой! Точно такой же лифт есть с уровня турникетов до уровня платформы. А иногда лифтов есть несколько на одной платформе.


В каждом вагоне метро есть несколько сидений, специально отведенных под инвалидов и пожилых. Суммарно в вагоне их около 20. Сиденья этих мест имеют темно синий цвет (в отличие от всех остальных сидений вагона голубого цвета) и соответствующие логотипы и надписи рядом. На каждом подобном объявлении изображен логотип сердца. Зачем-бы?
И что характерно, - даже в час-пик ни один пассажир, не похожий на инвалида или пожилого, не займет это место, даже, если вагон будет полностью заполнен. Почему? Сможете дать ответ сами? 

    Может быть, тут живут по "фен-шую", а не так, как мы привыкли
    А может быть, в детстве они читали книги китайского философа Конфуция? 
    Или в начальных классах тут преподают специальный предмет "Человечность"?
    Или может быть местная религия (буддизм в основном) на этом настаивает? 
    
Мне пока не удалось найти ответ на этот вопрос.

Для любителей байков в каждом поезде (как правило в первом и последнем вагонах) есть специальные места, отведенные для "железных коней". На перроне подземки эти места отмечены специальным символом, а в вагонах есть спец. места. Правда, в городе есть несколько станций (всего штук 5), где нельзя входить в метро с байками. Об этом есть спец. пометки на схемах метро, самих станциях и делают объявления в поездах. Абсолютно такая же ситуация с провозом байков в электричках, - спец. вагоны и места для перевозки. Что, уже стало завидно?




На станциях установлено много информационных мониторов и специальных схем и указателей, уточняющих, куда вам надо двигаться, если необходимо попасть в нужную точку. 
У каждого выхода на поверхность (а их на станции может быть до шестнадцати и даже более!) на стене висит схема с расположение этого выхода относительно остальных на плане этого района города.




В мои первые визиты сюда в середине 90-х, я буквально терялся в метро и долго искал глазами информационные надписи на станциях и переходах. С трудом находя их, я продирался сквозь толпы пассажиров на станциях и был удивлен толчее и мельтешению вокруг. Спустя десяток лет тут все переменилось. Куда-то исчезли толчея и шум, в метро стало просторно, тихо и малолюдно. Тут вы не услышите громоподобное "тыг-дым-тыг-дым" от приходящих на станцию поездов и не будете кричать в вагоне, чтобы рядом стоящий попутчик разобрал вашу речь. Потому, как производитель поездов обычный Siemens, а не Мытищинский машиностроительный завод имени "кой-кого"...

Многое фотографии тут сняты в достаточно "пиковое" по нашим понятиям время, но вы навряд ли увидите хаотические толпы людей, перемещающиеся толпами по платформам и эскалаторам, толкая всех по пути. Тут не принято лететь вверх по эскалатору, расталкивая локтями пассажиров, стоящих справа, или обгонять уже спускающихся вниз.

Перед краем платформы везде нарисована разметка, чтобы пассажир не метался в поисках ближайшей двери при входе в вагон. Причем, все пассажиры строго придерживаются этой разметки и никто не встанет у линии, где нарисована стрелка "выход". Чего же проще сделать такую разметку в нашем метро? Большого ума не надо, чтобы "дойти" до этого...



На каждом перроне находится как минимум один дежурный в оранжевом жилете (в час-пик их два). Их задача проста - "дуть в свисток" и размахивать красной палочкой при подходе поезда и окончании посадки, изображая из себя пУгало :) 


Когда-то, когда в здешнем метро была неимоверная давка, эти дежурные также производили трамбовку пассажиров, не помещавшихся в вагон :) В Гонконге, например, до сих пор это практикуется :) А сейчас тут практически свободно по столичным меркам.



Внутри и снаружи очень много камер видеонаблюдения. Плюс, достаточное количество социальных информационно-просветительских плакатов как в вестибюлях, так и внутри вагонов. Типа таких

или таких
(этот о том, что если в метро в вашей инвалидной коляске неожиданно разрядился аккумулятор, обращайтесь к местному персоналу, он вам поможет его подзарядить прямо в метро. Есть и специальные зарядки, и желание помочь людям... А инвалидные коляски тут все электрические. Вот как-то так!).

Отлично работают вентиляция и кондиционеры (да-да, на огромных по объему станциях кондиционеры тоже есть!), стоят лавочки, где можно отдохнуть, если вы устали или просто ожидаете кого-то. Практически на всех станциях подземной части нет доступа к краю платформы, все закрыто стеклянными загородочками c раздвижными "воротами". Но не так, как в Питере от "пола и до потолка", а только до уровня плеч. Причем, на некоторых "старых" станциях эти заборчики стали ставить на платформе совсем недавно. Видимо, решили, что шансы поиметь неожиданности в метро надо свести к абсолютному нулю :)
     
Кроме "подземки" тут есть и довольно продолжительные куски линий легкого метро, расположенным над основными дорогами. Это четыре-шесть вагончиков на колесах с резиновыми шинами, которые ходят "почти по рельсам", как ни странно. Причем, без водителя инсайд, управляемые дистанционно. Они короче и "теснее" обычных вагонов, но и народу в этом метро-поезде передвигается существенно меньше.


Очень интересно наблюдать на виды из окна вагона, заняв место у фронтального окна первого вагона, как рельсы начинают извиваться в непосредственной близости от  домов, офисов, холмов и парков, подобно гигантским питонам Амазонки.


При этом шума от "легкого" метро практически нет вовсе!













В конце одной из веток легкого метро, оканчивающейся станцией под названием "Zoo" (сами понимаете, что это), есть еще одно ма-а-а-ленькая "ветка" длиной 4.3 км под названием Maokong gondola, открытая в 2007 году. А может это и не ветка метро, но когда тут понедельник, сильный ветер или тропический циклон, ее закрывают и в метро на "зоологической" ветке объявляют, что нечего туда соваться, все под замком. Поэтому я и решил, что это тоже часть местной "подземки". 

Как вы поняли из ее названия, она проходит над землей на тросе и ведет на одну из самых больших местных вершин. По дороге вверх, кабинки притормаживают на трех промежуточных станциях поблизости с традиционными китайскими храмами.



У 30 кабинок, называемых  “Eyes of Maokong Gondola”, есть прозрачный пол и вы можете увидеть то, что находится под вами :)


Ну, и в заключение...
"А еще я умею вышивать крестиком!" Все объявления в метро делаются (и параллельно дублируются бегущей строкой над дверьми вагонов и на перронах) аж на трех языках,- на 2-х китайских и английском. Так, что скоро я непременно  начну их понимать! :)

感謝您的關注