03 декабря 2022

"Чтобы не было рахита..." или восстановление тепловизора FLIR

Не успел я вернуться с лодки домой, как меня "нашла работа" по ремонту и восстановлению кучи лодочных приборов. Список приборов был немал и включал в себя аж 19 позиций. Все бы ничего, но все приборы были установлены на лодке, которая случайно "утонула". Радовало лишь то, что лодка поимела "отрицательную плавучесть" в пресной воде, а не соленой и находилась ниже ватерлинии всего около 6 часов. Правда, с момента ее спасения и попадания оборудования ко мне, прошло около двух недель (не спрашивайте меня, как и где это случилось, - это мне не ведомо).

Список приборов включал в себя в основном морское оборудование Raymarine и  Humminbird. А также в нем было несколько девайсов от FLIR (собственно Raymarine нынче является подразделением этой компании).

Из оборудования FLIR был тепловизор MD-625R, внешний пульт для его управления JCU и пара преобразователей PoE injector, с помощью которых тепловизор и пульт подключались в сеть ethernet.

До этого подобные девайсы ко мне в руки не попадали, так как тепловизор - штука редкая и отнюдь не дешевая (например, эта модель стоила около 5000евро). Пульт к нему - еще около 700. В общем,- "для зажиточных крестьян".

Сняв пластиковый защитный колпак и отвинтив крышку тепловизора, из девайса вылилось грамм 40 воды.


На плате тепловизора были явно видны капли воды.




Для начала все было предано почти полной разборке, чистке, промывке и сушке. 
Снимать объектив, стоящий на литом алюминиевом основании с герметиком по периметру снизу, я не стал. Не хотелось повредить фото-сенсор, запаянный на плате под объективом. Да и, если вода попала и под объектив, то помочь я уже навряд ли смогу...
С обратной стороны защитного колпака был установлен спец. фильтр (визуально совсем не прозрачный) с системой антиобледенения по его периметру. Изнутри фильтр был в разводах и пришлось все разбирать и промывать.


Следующим этапом была разборка пульта управления тепловизором JCU. Шесть винтиков с резиновыми колечками-прокладками по периметру задней крышки не гарантировали отсутствие влаги внутри.
Да и желтизна ЖК-индикатора подтверждала эту догадку.
Внутри пульт состоял аж из трех плат, самого ЖК-индикатора и джойстика-крутилки с четырьмя пружинами по сторонам. Его исполнение для меня было странным 😉
На задней крышке пульта - еще одна маленькая плата (фото не сделал).
Четыре пружинки уже покрылись ржавчиной, по краям плат и вокруг индикатора она тоже стала проявляться.

Сам ЖК-индикатор соединялся с платой управления с помощью полосок анизотропной токопроводящей резины. По желтизне на стекляшке ЖКИ было видно, что влага попала между ней и прокладкой.
Сзади ЖКИ на плате была впаяна когда-то белая светоотражающая полоска электро-люминесцентной подсветки, которая тоже пожелтела. Пришлось ее выпаивать и промывать. Так было...
Так стало...


Третьим компонентом этой системы был адаптер РоЕ, через который тепловизор и пульт питались, управлялись и передавали информацию в сеть. У тепловизора и пульта были свои отдельные маленькие коробочки с тремя разьемами.


Естественно, вода попала и туда. Часть плат и компонентов были с явными следами коррозии.


Традиционные чистка, промывка, сушка, замена наиболее подвергшихся коррозии компонентов...
Ну, а потом, сборка всего и изучение мат. части, чтобы все это соединить, включить и убедиться, что время на воскрешение было потрачено не зря.
Результат ниже 😉




Для тех, кто не понял, - внизу - это горячий чайник в двух спектрах (их 4-х возможных на выбор в настройках).

Для понимания трудоемкости работ - восстановление этих трех компонентов заняло почти неделю работы с утра и до вечера без выходных. Повезло, что в них не было сильной коррозии печатных плат, как например у чартплоттера, радара, маршрутного компьютера и его контроллера. Но об этом позже...
 
В списке еще много приборов (автопилот, два картплоттера, фишфайндер, радар, коммутатор и проч.) так, что
продолжение следует...

P.S. Да, чуть не забыл, если вам надо что-то морское починить, обращайтесь slava.sko@gmail com