15 июля 2013

Раскаленные пески Омана или "Only in a Jeep"

Эта небольшая заметка была написана мною осенью 2005 г., когда я работал в Арабских Эмиратах. Я решил ее тоже опубликовать тут, несмотря на разные географические координаты происходящих событий...

Временное проживание на чужбине, да еще и в «пустынных» краях, накладывает на отлученных от "домашней" цивилизации людей особую тягу к привычным с детства местам и ландшафтам. 
При этом всем надоевшее городское окружение в счет не берется, ибо городская суета, шум и прочие атрибуты такой «цивилизации» во всех странах практически одинаковы. Поэтому, даже находясь вдалеке от родных и насиженных мест, постоянно ищешь какие-то новые места, доселе не виданные тобой и которые никогда не смогли бы существовать в  привычном для тебя «домашнем» окружении.

По воле случая, судьба занесла меня одну из Арабских стран, где кроме теплого и очень соленого моря-океана, высокой температуры летом (+50С в тени «норма» для этих широт), разнообразных пустынных пейзажей даже в городе и полоски гор вдоль побережья Индийского океана, больше ничего заслуживающего внимания нет.

Конечно, разнообразные этнические особенности окружающего населения и своеобразную средне-восточную архитектуру я в расчет не беру, хотя это тоже необычно и экзотично для европезированного человека.

В выходные дни, я занимаюсь листанием практически уже «настольного» для меня справочника под названием “Off-road Explorer. Only in a Jeep”. Вышеозначенный редакцией справочника-путеводителя Jeep как раз и оказался у моего приятеля, который в этих краях проживает уже 7 лет и готов по первому зову друзей ринуться в путь, открывая для себя новые территории и красоты среднего Востока.

В один из дней Очень (с большой буквы) жаркого августа, полистав свой любимый справочник-путеводитель и найдя краткое описание места с традиционным для этих мест арабским названием Wadi Madbah (wadi – в переводе с арабского – сухое русло реки), было решено отправиться туда.




При этом в путеводителе было сказано, что заключительная часть пути туда пролегает по живописным горам с каскадом водопадов и прозрачными холодными озерцами-пулами в узких горных расселинах. Это окончательно воодушевило нас на покорение данного района, учитывая текущую среднедневную температуру в +45С.


Сборы были недолгими… Серьезный запас питьевой воды, несколько сандвичей и экипаж в составе 6 человек (местные внедорожники тут как правило 7-и местные) выехал с утра-пораньше на «прохладной» (по местным меркам) зорьке. 5 взрослых и ребенок шести лет к открытию «новых» земель были готовы !

Проехав 70 км по шикарной дороге вглубь страны сквозь пустыню, свернули на местный «проселок», который оказался ничуть не хуже, только в 1 полосу в каждом направлении. Километров через 25 этот проселок неожиданно закончился знаком «конец дороги» и уткнулся в песчаный барханчик с одиноко растущими колючками на его склоне.

Покрутив-полистав путеводитель, решили, что мы все же на правильном пути и надо продолжать движение вперед. Благо, опыт передвижения на Джипе по пескам уже был, начали «покорение» неизведанных земель, пытаясь держаться следов от колес других внедорожников уже почти занесенных песком.

Джип лихо карабкался на барханы и переваливал через их вершины, приводя всех участников в восторг от подобного «слалома». Через несколько километров движения по барханам, из-за верхушки очередного из них показалась дымчатая цепочка гор перпендикулярно линии нашего движения.  Барханы постепенно превратились в каменную пустыню-предгорье, где иногда произрастали странные развесистые деревья, непонятно как выжившие в этом засушливом климате на камнях.




Под некоторыми их них даже паслись «корабли пустыни» - верблюды, никак не реагировавшие на наше неожиданное появление и непонятно откуда взявшиеся в этих диких местах.



Путеводитель говорил, что между хребтами гор должна быть расселина, попав в которую можно проехать вверх по сухому руслу-вади и попасть к водопадам, которые как раз мы и хотели повидать.

Ориентируясь по остаткам колеи, еще различимой на каменно-глиняном плато, мы двинулись вдоль полоски хребта и через несколько километров увидели небольшую глиняную хижину на пути нашего движения и забор с «колючкой» вдоль линии нашего движения.

На крыше хижины развевался флаг дружественного государства Оман, но дорога к расщелине в горах была перекрыта шлагбаумом, перегораживающим путь.

Покрутив головой в поисках кого-либо, решили, что все люди находятся внутри хижины, спасаясь от дневного зноя. Выбрав парламентера в лице Сергея, - владельца и водителя Джипа, стали рассматривать окрестности, предварительно спрятав фотоаппаратуру, так как на крыше хижины мы разглядели пулемет на турели, заботливо укрытый пятнистым брезентом.

Блок-пост на границе, - решили мы. Сейчас начнут шмонать… Но через пару минут Сергей радостно вышел из хижины, сопровождаемый пограничником с автоматом наперевес в непривычной для нас камуфляжной форме оранжево-желто-коричневого цвета.  На наш вопрос, «ну, как?» – Сергей ответил, что пограничник извинился, сказав, что не увидел нас и не успел заранее открыть шлагбаум для нашего проезда, т.к. сейчас настало время очередной молитвы.

Проверив Эмиратовскую регистрационную карточку авто (мулькия), пограничник пожелал нам приятного пути и помахал вслед рукой, даже не удостоверившись в том, кто и что в авто. Вот такое местное восточное гостеприимство. 

Постепенно дорога (точнее направление, т.к. то, по чему мы ехали сейчас, дорогой назвать было нельзя из-за большого количества камней, размеров со средний арбуз) петляя, начала подниматься в горы, иногда сужаясь до ширины нашего авто, а потом снова расширяясь до 20-25 метров. Кое-где наверху, на высоте 15-20 метров нависали камни размером с автобус, как бы вцементированные в стены каньона.

Да и сами стены состояли из множества небольших камней, вкрапленных в глиняные стены бывшего русла горной реки.


На одной из развилок русла, от «дороги» ответвилась часть и ушла в сторону от русла по которому мы медленно двигались вперед.

Мы продолжали наше движение по главному руслу и через пол-часа движения вперевалку с камня на камень со скоростью 2-3 км/ч, добрались до места, где русло расширялось до 40-50 метров. За очередным поворотом русла неожиданно возник небольшой оазис, состоящий из пальмовых насаждений, зарослей тростника и каких-то деревьев с фруктами странного цвета и формы.

Значит мы на правильном пути и вода где-то рядом!

Без нее в горах и местной глиняной пустыне тут ничего не выживет… Фрукты на вид оказались похожи на огромные лимоны зеленого цвета с очень толстой и неровной кожурой. На вкус они тоже напоминали помесь дикого лимона и грейпфрута.


Дальше пути не было, так как огромные валуны были навалены по всему руслу. Поэтому, несмотря на изнуряющую жару, пришлось идти пешком.

Метров через 200 путь нам преградила небольшая рукотворная плотина из булыжников, перегораживающих русло. 



За ней оказался неглубокий водоем с прозрачной водой, в котором плавали какие-то рыбки. Дно и края водоема были покрыты голубовато-белым налетом, видимо от солей минералов, содержавшихся в воде, а берега поросли местным камышом.



Пройдя сквозь заросли камыша, мы различили небольшую тропинку, уходящую по каменному горному склону вверх. После 5 минут карабканья вверх по раскаленным камням, тропинка оборвалась на краю скалы,  внизу в 5 метрах от которого оказался глубокий и узкий водоем с совершенно прозрачной проточной водой.

Вода небольшой струйкой втекала туда и такой же струйкой вытекала наружу, накапливаясь в этой природной ванне. Радостно скинув с себя одежду, мы, ругаясь и обжигая ладони, сползли вниз по скале и бросились в «бассейн», причем ребенок сползал, сидя на шее у своего папы.



Кто никогда не был в пустыне или в раскаленных горах, не сможет понять, сколько удовольствия и наслаждения может доставить вода, несмотря на то, что она оказалась довольно теплой, аж +34С градуса по показаниям моего хронометра Casio. Но даже в этих Аллахом забытых местах в нашем водоеме плавали рыбки, которые нас совсем не боялись.



Решив найти место, откуда все-таки берется живительная влага и выбравшись из бассейна на обжигающие камни, мы немного проползли по ним, пытаясь их не касаться, и за очередным поворотом после узкой скальной щели увидели площадку и водопад, падающий на нее с высотой метров в 30. Правда, в летнюю жару, когда вокруг сплошная сушь, водопад представлял собой узкую струйку воды, лениво падающей отвесно вниз к нашим ногам.


Вспомнив, что незадолго до нашего бассейна было ответвление дороги, мы решили вернуться и проехать туда в надежде, что сможем приблизиться к тому месту, откуда водопад начинал свое падение. Проехав по этому извилистому руслу еще с три километра и практически поднявшись вверх на плато метров на 400, слабо различимая дорога привела нас к обрыву узкого каньону.

Подойдя к краю, мы поняли, что где-то внизу правее от нас и должен находиться тот самый водопад, который мы сейчас просто не видим, так как щель эта узкая и что находится внизу не видно за нависающими каменными стенами.

Пройдя немного в сторону, мы спустились по каменному склону и оказались внизу очередной части каньона выше по руслу.






Русло этой почти иссохшей реки в каньоне падало вниз террасами, на каждой из террас цепочками располагались бассейны, подобные тому, что мы видели, а сами участки террас были соединены друг с другом водопадами и водопадиками от 1 до 30 метров высотой. В той части, где мы находились сейчас, бассейн был побольше, аж метров 20 в длину. Мы не смогли пройти мимо такого чуда природы и с радостью искупались там в очередной раз.





Несмотря на отдаленность этого источника воды от небольшой горной деревни, попавшийся на пути, присутствие человека в этих горных и пустынных местах все же ощущалось, так как любой источник вода в горах – это та ниточка, которая позволяет людям выжить, основывая небольшие поселения и возделывая оазисы в горах.


Вот и тут, соорудив небольшую плотину на дне каньона с ручейком воды, люди смогли с помощью глиняных арыков провести  воду к деревне для полива своих немногочисленных растений.

На пути обратно, когда мы, возвращаясь ехали по дну узкого каньона-вади, навстречу нам попался старенький пикап Тойота какого-то лохматого года выпуска, с которым мы с трудом смогли разъехаться на узкой дороге. Поравнявшись с нами, пожилой водитель-араб в белых одеяниях, напомнивший нам старика Хоттабыча из детского фильма, из-за того, что его белая длинная борода развивалась из открытого окна авто, помахал нам рукой, приветствуя на дороге и притормозив, пригласил нас заехать к нему в гости на чай и обед.

Мы поблагодарили его, сказав, что у нас уже не осталось времени и нам пора ехать обратно к цивализации.

Старик улыбнулся, гордо сказал нам,-  «Это моя земля, если будете здесь еще, заезжайте, я всегда рад гостям…»

Так что теперь я точно знаю, - «Восток – дело тонкое!» (с) тов. Сухов

Август 2005
Оман