03 августа 2014

Конец света или "записки хромого бегемота" (часть 2)

Часть 2
"Растаял в далеком тумане Рыбачий,  родимая наша земля..." (с)
Н. Букин, слова из песни "Прощайте, скалистые горы"

От Мурманска до пограничного пункта с Норвегией Киркинес около 225 км изумительной дороги. Да и от Питера до Мурманска трасса М18 такая, что Москва "нервно курит в сторонке" и мечтает о такой...
Ровно на сотом километре в сторону Киркинес начинается погранзона и расположен погранпункт, где стоит образцово-показательный погранстолб со сверкающей в закатном солнце цифрой 100.

У всех на въезде/выезде проверяют документы и задают вопрос, - куда вы едете. Я ехал в середине "колонны" из трех машин и на этот вопрос молодому погранцу ответил, - "не знаю, еду за первой машиной". Видимо, мой ответ его устроил и он поднял шлагбаум...
Через 200 метров после шлагбаума находится правый съезд с асфальта, откуда и начинается "страна Средне-Рыбачьего бездорожья". А чуть дальше по основной дороге расположена деревня Титовка, где расположена погранзастава.

Для сомневающихся установлен предупреждающий щит :) Ибо больше никаких указателей по пути не встречалось вовсе.


Где-то через метров 800 после съезда справа находится популярное среди Мурманских жителей место для отдыха,- 3-ступенчатый водопад на реке Малая Титовка.

Мы спустились на поляну возле водопада в воскресенье вечером, когда садилось желтое полярное солнце и последние отдыхающие уже разъезжались по домам. Поэтому провели ночь в шикарном месте в одиночестве под шум падающего потока воды.

Наметанный взгляд туриста-водника оценил общий перепад высот в 23-25 метров на протяжении реки метров в 100-120. Правда, расход воды невелик.


первая ступень водопада


обводной канал на первой ступени
 



вторая ступень






третья ступень







третья ступень




Когда-то в конце 1948-го силами ВМФ на этом водопаде была построена небольшая ГЭС, о чем свидетельствует установленная мемориальная доска на остатках теперь уже никому не нужного сооружения.





На следующий день начался бездор...

До места первой ночевки на берегу Мотовского залива Баренцева моря необходимо было проехать около 40 км через пару перевалов.

Поначалу погода была вполне теплой и малооблачной. Но к обеду все кардинально поменялось.

При подъезде к первому перевалу резко потемнело и со стороны моря начал наползать туман с мелким дождиком, подкрепляемым сильным пронизывающим холодным ветром. Температура опустилась аж до 10С жары.







хозяин местных дорог - квадроцикл :)


С набором высоты и перевалом на наветренную часть хребта, растительность сменилась на тундру.





Гранитная плита под колесами бегемота, Баренцево море на заднем плане
До места ночевки в губе Кутовая и устья ручья Лонский, мы ехали со скоростью около 10 км/час. Когда мы туда добрались, в Баренцевом море начался отлив, при котором уровень воды падает на 3-4 метра, обнажая несметное количество разнообразных водорослей и каменистое дно гранитных лбов.

Надо заметить, что место стоянки было выбрано правильно, так как под рукой всегда был источник питьевой воды. Об этом надо помнить, путешествую вдоль берегов Кольского.

  









Впадающий в море ручей во время отлива

острова, появляющиеся при отливе




Попытка осуществить заплыв в водах Северного-Ледовитого океана не удалась из-за убежавшей воды и была перенесена на следующий день :)



Зато отлив обнажил в воде такие штуки времен Великой Отечественной...
Но об этом отдельная тема...



"Маленький" снаряд, всего около 30 см в длину. Лежал на поверхности после отлива.

а этот побольше, уже под 60 см

Чайки на выпасе













Я был поражен кристальной чистотой местных морских вод. Даже на глубине в несколько метров, было прекрасно видно дно и густые заросли водорослей при приливе.

После постановки лагеря, мужское население отправилось из нашей песчаной бухты на соседний скалистый мыс добывать пропитание :)


останки морских ежей



первый пошел!









слева - селедка!
Наступивший прилив и налетевший со стороны Баренцева моря холодный ветер заставил нас вернуться в лагерь.

(продолжение...)