02 марта 2017

Ремонт корпуса стальной лодки

"Глаза страшатся, а руки делают..."

Наша лодка уже "старушка", ей почти 35 лет и практически все время она находилась в соленых водах океанов и морей, совершив несколько кругосветных плаваний в середине 90-х под руководством известного немецкого яхтсмена и писателя Клауса Хюмпендаля :)

Для тех, кому может пригодиться подобная информация  по технологии ремонта корпуса стальной лодки, я решил написать этот "отчет".


Даже на стальных лодках, за которыми хорошо ухаживали, на палубе и бортах могут появляться подобные "дефекты ЛКП". Внешне они выглядят, как небольшая трещинка на краске с чуть выпуклой поверхностью. Но со временем сквозь эту трещину начинает проступать ржавчина и площадь "вспухлости" начинает увеличиваться.


В данном случае, эта вертикальная трещинка на краске по борту выше ватерлинии имела всего 5-6мм в длину!

Но не надо дожидаться, когда трещина разрастется! Ибо под этой, с виду небольшой трещиной, на самом деле находится серьезная зона поражения стального корпуса. Покажу вам на примере...

Для этого берем "молоток сварщика" с острым концом четкими и резкими ударами обстукиваем поверхность вокруг трещины, скалывая облупляющуюся краску и ржавчину под ней.

Не бойтесь бить и сколоть нормальную краску вокруг дефекта, краска и ржавчина будет удалена только в "зоне поражения" металла! И даже сильными ударами вы не сможете пробить 3-4мм метал борта. А если пробьете, - значит толщина металла в этом месте уже критическая и вам потребуется сварка или другие варианты для срочного исправления дефекта корпуса!

После скола краски вокруг трещины, вы увидите, что зона поражения металла составляет совсем не 5-6мм, как вы поначалу увидели и подумали, а все 9-10 см! К сожалению, это так...


Но не пугайтесь, в этом нет ничего страшного и вы это исправите сами.

Ваш следующий шаг - полная зачистка ржавчины внутри пятна, очищенного от краски и грунтовки.
Для этого берите электродрель и металлическую стальную щетку-насадку для дрели и максимально зачищаете поверхность до чистого металла.












Не забудьте защитить глаза и органы дыхания от пыли и ржавчины, которые будут активно лететь из-под щетки!

Следующий этап - травление стальной поверхности с помощью ортофосфорной кислоты. Это поможет вам удалить остатки ржавчины в тех углублениях металла, куда не добралась щетка. И, даже если вам кажется, что и так все уже чисто, не ленитесь и используйте кислоту.

Одеваете резиновые перчатки, берете небольшую кисточку и обильно наносите кислоту на ржавую поверхность. Ждете минут 5-10 и повторяете операцию еще раз. При этом вы увидите, как нанесенная кислота начинает немного пузыриться, растворяя остатки ржавчины. После этого обильно промываете поверхность проточной водой, протираете салфеткой и сушите.

Сушка - очень важный момент, дождитесь, чтобы все было идеально сухо, иначе ваша работа пропадет зря...

Не откладывая дальнейший процесс "на завтра", продолжайте работу! Иначе, все то, что вы уже сделали, на следующий день снова покроется тончайшим слоем ржавой пленки и вам заново придется чистить, травить и сушить эту поверхность!

Затем берете ацетон (растворитель) и тщательно обезжириваете поверхность. После этого смешиваете 2-х компонентную эпоксидную грунтовку (primer) и кистью закрашиваете поверхность чистого металла. Дождавшись, когда слой грунтовки высохнет, наносите второй слой праймера.


Тут уже можно передохнуть и остальное доделать "завтра". Или же взять эпоксидную шпаклевку (filler) и шпатель и выровнять практически "залеченную" поверхность.
В нашем случае борта первоначально были покрыты 5-6 мм слоем шпаклевки для выравнивания обводов стального корпуса.


Когда шпаклевка высохнет (12-24 час.), с помощью шлифмашины с кругом Р120-Р180 выровняйте поверхность и, протерев растворителем (ацетоном), нанесите поверх ещё один слой эпоксидной шпаклевки для окончательного выравнивания.
После её высыхания, - зачистка шлифмашиной всей поверхности для получения её требуемой шероховатости и нанесение слоя undercoat paint.
Затем пара слоев краски и все! Теперь это место будет идеальным ещё лет 35 :) 

Надеюсь, за год я ничего не забыл и правильно описал всю последовательность действий :)

Данные операции достаточно "механистичны" и не столь трудоемки, как вам могло показаться в начале. И, как говорит народная мудрость, - "глаза страшатся, а руки делают".

Удачи!