14 октября 2019

"Хождение за три моря" или "как я провел это"



 "Для бешеной собаки 100 верст - не крюк"
(русская поговорка)

Предисловие.
В конце прошедшего августа на о. Нисирос (что в Эгейском море) при швартовке лодке в бухте Пали, "погиб" редуктор...


В общем-то, у старых редукторов такие "фичи" случаются и к этому надо быть готовым. Хорошо, что не было сильного ветра и был день, когда в марине было много свободных мест для швартовки.
Как правило, я стараюсь встать поближе к краю, чтобы было не очень шумно и там часто бывают свободные места. И в этот раз я хотел вставать там же. Якорь при этом уже был положен на дно в 20м от берега и "ждал" задней передачи, чтобы выпускать цепь.
Но при включении передачи мотор неожиданно заглох. 
Попытка перевести переключатель передачи в нейтраль и завести мотор, не получилась, - рычаг мертво стоял в положении "реверс" и стартер даже не проворачивал двигатель :(

Сначала мне подумалось, что при швартовке я что-то успел намотать на винт. Но, покрутив головой стоя на корме, я никаких чужих швартовых или якорных цепей поблизости не обнаружил. Да и "поведение" рычага передач говорило о том, что проблема с самим редуктором и надо как-то швартоваться, используя помощь с берега.
Обычно в ближайшем кафе на берегу сидит Ставрос - владелец местной авто-прокатной конторы "Petastra" в Пали, который часто помогает швартоваться и предлагает вновь прибывшим услуги по сдаче авто в аренду. И на этот раз он оказался на пирсе и стал спрашивать, что случилось. Обьяснив ему, что редуктору "капут" и я сам не смогу зашвартоваться, Ставрос ушел и через 5 минут подплыл к лодке на своем тузике.
Я бросил ему длинный швартовый и попросил закрепить его на кнехте поближе ко входу в марину, чтобы никому не мешать. Ставрос провел швартовый на берег и я, выбрав якорь, подтянул лодку к берегу, благо там было свободное место. Ставрос подталкивал меня с кормы своим тузиком.

Основная проблема заключалась в том, что надо было как-то отремонтировать редуктор и вернуться на базу на о. Лерос не позднее 15 сентября, так как тогда должен был прилететь новый экипаж.
Учитывая почтенный возраст редуктора и отсутствие запасных частей для его ремонта (из-за политики Volvo Penta), я понимал, что это задача не простая...
Зато опыта по снятию и разборке этих редукторов у меня было достаточно и я принялся за работу...

Сначала надо было слить масло из двигателя, так как часть масла попадала и в присоединительный "колокол" редуктора (не знаю, зачем производитель так "умно" придумал). Потом отсоединить вал, на котором крепится винт, потом снять у редуктора шланги водяного охлаждения и тяги управления передачей и газа. И только тогда можно снять сам редуктор. Для этого надо отвинтить четыре болта, которыми редуктор крепится к самому двигателю. При этом редуктор должен быть "подвешен" снаружи, чтобы он не упал на дно лодки. Для этого снимается пол в кокпите и в эту "дыру" спускается полиспаст (фал с системами блоков), чтобы было легче вынимать редуктор из машинного отделения, - он весит почти 25кг.
Через 2 часа редуктор был вынут "на свет божий" и на следующий день я приступил к его разборке...
Частичная разборка железки заняла часа три, - мне надо было лишь разобрать "среднюю" его часть, где находится механизм выбора передач и понять, что случилось с редуктором и почему.
После разборки выяснилось, что вал, на котором двигается коническое сцепление выбора передач, намертво "заел" в шестерне заднего хода, хотя он должен был легко на ней вращаться. При этом в масле "колокола" редуктора была найдена отломаная головка болта М12 😥


Кое-как выпрессовав вал из подшипников, я стал рассматривать "скульптурную композицию" пытаясь понять что и почему произошло.



Решив, что с помощью "молотка и какой-то матери" легко выбью застрявший вал из шестерни, я зажал шестерню в тисках (какая же правильная яхта не имеет верстак с тисками на борту? 😏) и стал колотить по валу молотком, подложив кускок деревяшки. Помучившись минут 15, я понял, что тут наскоком проблему не решить и я пошел к "местному" Майку (владельцу авто-проката "Eagles Nest" на Нисирос, расположенного поблизости в бухте) за советом. 
Майк посоветовал съездить в единственную авто-мастерскую на острове, расположенную на единственной же авто-заправке на пол-пути в столицу острова - Мандраки.
Взяв скутер, я приехал туда и кое-как с помощью жестов обьяснил местному "механику", что мне надо. Он пошел к тискам и стал зажимать в них железяку. Я сказал, что с помощью обычного молотка проблему не решить и нужен гидравлический пресс. Он ответил, что такого на острове нет и, взяв молоток "по-крупнее", стал "фигачить" по валу, пытаясь выбить его из шестерни наружу. Деревяшка, которую он подкладывал под молоток, на пятом ударе разлетелась на щепки и он сказал, что не сможет мне помочь. И махнув рукой в сторону, сказал, что в километре есть "конкурирующий автосервис", в котором возможно есть гидравлический пресс. Но скорее всего этот сервис закрыт.
Приехав туда, я увидел, что его ворота закрыты и внутри действительно никого нет 😧
В еще более расстроенных чуствах я вернулся в Пали и попросил Майка позвонить владельцу закрытого автосервиса, чтобы узнать, есть ли на него надежда. Позвонив, Майк сказал, что и у него подобного пресса нет и мне остается одна лишь дорога, - плыть на пароме на соседний большой остров Кос, где есть много всяких автосервисов...
На всякий случай, он позвонил в один из них, где ремонтирует свои арендные авто и договорился с его владельцем о помощи.
На следующее утро в 7:30 утра я на маленьком кораблике из Мандраки приплыл в ближайший поселок на о. Кос - Кардамена, чтобы там сесть на автобус и доехать до автомастерской поблизости от Кос-таун.
"Автомастерская" оказалась большим дилерским авто-центром при которым была и мастерская. Местный механик Михалис взял мою железяку, покрутил её в руках и поставил под гидравлический пресс. Дал давление 80бар, но ничего не произошло. Он покосился на меня и спросил, увеличивать ли давление на вал. Ибо он может не выдержать такого давления.
Я ответил, что выбора у меня нет и по любому, шестеренку надо "спасать". А запасной вал у меня есть ))
При давлении 120бар раздался громкий хлопок и вал с грохотов вылетел из шестерни, ударив в кусок металла, лежащий под прессом. На шум прибежала пара механиков узнать, что за взрыв тут был и все ли живы ))
Рассмотрев детальки, стала понятна причина произошедшего...
После того, как лопнул болт, которым был зафиксирован вал с одной стороны редуктора, вал под действием центростремительного ускорения конического сцепления, был "вкручен" внутрь шестерни. При этом весть механизм был заклинен и рычаг было невозможно переместить в нейтраль. Ибо 120бар давления - это не шутки и никаким молотком этот заклинивший вал выбить было нельзя! 
Слева - дефектный вал
Вид шестерни после выпрессовки вала
Внутреняя поверхность шестерни после "взаимодействия с валом" была подпорчена, на ней было много шероховатостей и "запасной" вал туда не вставал. Поэтому её надо было проточить на токарном станке.
В этой мастерской токарного станка не было и механик отправил меня "к соседям", махнув рукой вдоль дороги, - прогуляйся километр, там за супермаркетом Lidl будем мастерская, где тебя помогут. При этом денег за свою помощь он не взял :)
Пройдя пару километров, я нашел что-то типа склада с металлом. Заглянув внутрь, я увидел там несколько станков. Местные работники ничего по "зарубежному" не понимали и мне пришлось обьясняться с ними жестами. Указав на токарный станок и шестеренку в руках, они поняли, что мне надо и позвали своего начальника. Он тоже, кроме греческого, язками не владел.
Начальник ушел и привел какого-то патлатого парня, который меня понимал. Он и оказался токарем. Но он сказал, что очень занят и сможет проточить шестерню только завтра. Я попытался ему обьяснить, что я прибыл из "соседней галактики" с соседнего острова и через 3 часа у меня обратный паром "в параллельную вселенную" 👻
В общем, он внял моим просьбам (что не характерно для греков, ибо их любимое слово в подобной ситуации αύριο (завтра)) и проточил железку, сказав, что металл каленный и точить будет не легко. Но работу свою он сделал, как обычно не взяв денег (что тоже характерно для многих греков). 😃
Через пару часов я уже плыл обратно на остров, везя в рюкзаке "починеные" железки.
На следующее утро я начал собирать редуктор, используя старую шестерню и запасной вал, который у меня был.
Сборка заняла часов пять, мне так же пришлось извлекать из вала остатки болта, у которого оторвало головку из-за чего всё с редуктором и приключилось.
Потом еще пару часов на установку редуктора на место и проверку (стоя пришвартованым к пирсу)...
Но после этого выяснилось, что при попытке включить реверсную передачу, редуктор по-прежнему клинит в этом положении. При включении вперед и нейтраль все работает нормально. А вот при реверсе приходится снимать крышку редуктора и рычагом с молотком выдавливать коническое сцепление в нейтральное положение 😕
Решив, что с таким редуктором возвращаться на базу на Лерос (45 миль) в одиночку нельзя, я стал раздумавать, что же делать.
На "соседнем" острове Астепалеа в это время находилась лодка приятеля Дмитрия, который так же базируется на Леросе. Созвонившись с ним, договорились, что он на следующий день прийдет на Нисирос и подстрахует меня и при необходимости отбуксирует куда-либо в безопасное место, если понадобится.
Так как ни у меня ни у него опыта буксировки лодок не было, я позвонил Филу (Филиппов Денис), который проконсультировал меня что и как делается в подобных случаях.
На следующее утро Дима позвонил мне и сообщил, что при отходе с Астипалиа он погнул винт после чего началась сильная вибрация вала и идти на Нисирос он не сможет, ибо его максимальная скорость теперь не выше двух узлов. Печалька... 😞
Но у меня был спрятан "туз в рукаве"! Им оказался знакомый по Фейсбук Альберт, который в тот момент находился в Швеции (которая, как известно родина слонов моторов Volvo Penta). 😉 
Несколько минут переговоров и Альберт говорит, что такой редуктор есть и он может мне его купить и отправить из Польши в Грецию почтой. Идти он будет 7-10 дней. 
Зная "расторопеость" греков, я решил, что самый правильный вариант, самому сгонять за этим редуктором в Польшу и привезти его на Нисирос.
Вечером я начал изучать возможные варианты "сгонять в Польшу", чтобы было и "удобно" и относительно "не дорого". Для этого было досконально изучено расписание самолетов с Кос в Европу. И в нем даже был найден прямой рейс Кос-Гданьск, куда 13 сентября на пароме из Швеции должен был приплыть Альберт с редуктором. Но рейс оказался чартером и купить на него билеты напрямую было нельзя. Да и улетал он только через 5 дней, а мне надо было спешить.
Поэтому был выбран вариант лоукостера Condor с пересадкой в Гамбург (ночевка в хостеле рядом с аэропортом) и следующим утром рейс Wizz в Гданьск.

Это Гамбург, детка :)

И это тоже...
А это уже Гданьск :)
В общем, в 13 часов следующего после вылета с Кос дня, я был в аэропорту Гданьска, где меня уже поджидал Альберт на своем микроавтобусе. Он отвез меня в хостел недалеко от аэропорта и мы поговорили "о лодках и около". Получив от него редуктор для замены, я немного успокоился... Огромное ему спасибо за помощь!
Итак, прошли уже дней девять с дня Х, когда помер редуктор...

На следующее утро, переночевав в очередном хостелев Гданьске и закинув 25 килограмовую железку в рюкзак, я сел на рейсовый автобус и поехал обратно в аэропорт. Злотых для оплаты проезда у меня не было, поэтому ехал я "зайцем" 😷
Пройдя с рюкзаком метров 100, стало понятно, что это не лучший способ транспортировки угловатого редуктора и в аэропорту я купил небольшой пластиковый чемодан, куда редуктор отлично поместился и размер ручной клади вполне соответствовал требованиям авиакомпании. Правда, на поcадочном талоне было указано, что с собой можно проносить в салон только вещь размером 40х30х20см и весом 2 кг, но я это не "замечал" 😎 
Естественно, на входном контроле в аэропорту, мой чемодан вызвал интерес у "соответствующих служб" охраны и они попросил его открыть и показать, что там. Однако слова "boat engine gearbox" закоротили мозг молодого досмотрщика и он позвал на подмогу "старшОго".
Тот пощупал редуктор, попытался его приподнять и сделав удивленное лицо, спросил, - зафигом я такую тяжесть тащу в ручной клади и ее непременно надо сдать в багаж. На что я ему ответил, что это "мега-хрупкая механика" и везти ее можно только в руках. Он сказал, что есть непосредственная угроза пассажирам, если чемодан упадет им на голову при полете. На что я ему ответил, в этом случае всем пассажирам рейса уже будет все равно и мой чемодан тут будет ни при чем. 
Предкпредив, чтобы я больше такие тяжести в ручной клади не таскал, он пропустил меня на борт 💪

Обратный путь был с короткой стыковкой в Гамбурге, где я пробыл всего один час. На Кос я прилетел к вечеру. Там переночевал в Кардамене и утром следующего дня уже вернулся на лодку.
В этот же день я поставил редуктор на место и провел его испытания, стоя у пирса.

К вечеру к лодке подьехал представитель местной port-police и сказал, что тут мне стоять нельзя, ибо место "чужое" (кто б это знал, я там простоял уже 12 дней и никто ко мне не подходил) и, чтобы я его немедленно освободил. Ибо сейчас сюда подойдет лодка с рабочими карьера с соседнего о. Гиали, которая тут обычно швартуется. Я ему объяснил, что я бы с радостью, но лодка не может двигаться, ибо на ней нет редуктора. И даже, если бы он был, то вечером в одиночку я не смогу её переставить в другое место на пирсе. Да и проще этой местной лодке встать у соседней стенки, ибо там полно места. Он позвонил капитану прибывающей лодки и, махнув на меня рукой, уехал восвояси...
Когда лодка пришвартовалась, я подошел к ее капитану и извинился за то, что занял "его место", ибо не знал про это. Он сказал, что ему все равно, где стоять, ибо завтра рано утром он опять уйдет "на карьер".
А потом пришел местный "сборщик податей", который спросил, "сколько дней я тут стою и что надо бы заплатить за стоянку". Цифра "три" мне понравилась (хотя я простоял аж 12 дней) и я ему её озвучил, но он покосился на меня и задал альтернативный вопрос, - может пять? Хорошо, - пошел я "на уступки" и заплатил за 5 дней... Все равно больше денег у меня не было. Все ушло на "новый редуктор".

А на следующий день на Нисирос с Лероса с пересадкой на Кос на пароме мне на подмогу приплыли Дмитрий (который на своей лодке погнул лопасть винта) с женой Леной, мы осмотрели вулкан и следующим утром 15 сентября вышли на Лерос.


Все же не в одиночку идти на лодке веселее и безопаснее (особенно с "новым" редуктором)!
В общем, для бешеной собаки 100 верст - не крюк! 💥