18 июля 2022

Ремонт марштутного компьютера Raytheon ST4000+

Этот "морской девайс" приехал ко мне в ремонт с Канарских островов. 35-летняя модель ST4000+ сейчас стала достаточно редкой и до сих пор мне не попадалась для реанимации. Она совмещает в себе и маршрутный компьютер и его контроллер.

Все датчики автопилота подключаются напрямую к этому "прибору" и на задней крышке полно клемм для подключения этих датчиков и исполняющих устройств.
Диагноз владельца - "прибор не работает", что с ним и когда приключилось, - не известно...
Ну, если когда-то этот прибор изобрели и он работал, то есть шанс его реанимировать, - решил я.

Подключил компас и подал питания для проверки "диагноза" ☝
Девайс бодро включается в режим Standby и даже реагирует на поворот компаса (цифирки на экране меняются). Ну, хоть это "работает"...

А вот в режиме Auto происходит странное, - автопилот вроде бы переходит в этот режим и пишет Auto, но через секунд 15 начинает мерзко "пикать" и говорит LOW BAT. 

При этом выйти из этого режима можно тоько нажав на кнопку Standby.
То есть, режим Auto не работает 😞

Стал листать "Руководство пользователя" и искать описание ошибки LOW BAT. Таки нашел ее упоминание в перечне определений в самом конце мануала и даже страницу 16, где "она описана", но ни на этой на на ближайших к ней 10 страницах описания ее не обнаружил. 
Уроды, - подумал я и, открутив 8 саморезов,  снял заднюю крышку 😅

Вот тут меня поджидал сюрприз, - внутри между контактами питания и сигналом seatalk одного из штыревых разьемов платы была запаяна тоненькая перемычка. Причем, явно кустарным образом.
Загадка номер один, - подумал я и продолжил изучать внутренности прибора. Пайка некоторых компонентов платы мне показалась "не очень заводской".
Для начала я отпаял "прОволочку" и посмотрел на результат, - при включении прибор вместо надписи Standby стал писать STK FAIL 😕

Плохие дела, - решил я. Ибо так обычно бывает, когда выгорает проприетарная микросхема ASIC производства Autohelm, которую невозможно купить "нигде, ни за какие деньги мира".  Она преобразует входной сигнал seatalk для микросхемы контроллера.
Подобный глюк я уже встречал у контроллеров Raymarine ST6001 и только замена этой микросхемы с платы донора может решить проблему.
Перетряхнув на полке запасы "морского радио-богачества" был найден донор, у которого эти микруха была исправна.
Час на перепайку микросхемы и снова включаем и смотрим, помогло ли...
Ура, надписи STK FAIL больше нет, но при попытке включить режим Auto, через 15 сек снова писк и надпись LOW BAT.
Значит ищем дальше...

После изучения схемы пришел к выводу, что скорее всего это проблема  "обратной связи" между выходными управляющими каскадами и программой мониторинга параметров, которые зашиты в контроллере. Подобное когда-то встречалось в других маршрутных компьютерах. Правда, ошибка выдавалась "немного другая".

Часа четыре работы с паяльниками (а их у меня на столе штук 6 под разные виды экзекуций радио-компонентов) и тестером (коих на столе тоже штуки 4), много нецензурной лексики в адрес конструкторов и технологов и неисправные компоненты в цепи управления были найдены. 
Правда, в результате пришлось заодно заменить одноразовые саморезы, которые перестали выкручиваться из-за "пластилинового металла", на винты с гайками :)
Таперь в режиме Auto девайс действительно выдает управляющее напряжение на двигатель автопилота без всяких "LOW BAT"

Очередная победа над глупостью конструкторов "наинадежнейших морских приборов"!
В общем, если что-то у вас на лодке надо починить из "подобного", - обращайтесь ☺