25 июля 2024

Очередной ремонт румпельного автопилота Raymarine ST2000+

На этот раз ремонт автопилота оказался очень замороченным.
Владелец решил им воспользоваться идя в Балтике на лодке фордевинд с волной под 3м (с его слов)! Девайс стал дымиться и вонять палёным, а потом и вовсе перестал работать...
Кто б сомневался, чем все этим кончится... Но как говорится, "хозяин-барин".

Он вскрыл девайс, посмотрел на мотор, стоящий в редукторе и решил, что его ремонт - замена этого мотора обойдется в 700р. (судя по ценам Озон, с его же слов).

Вскрытие корпуса сразу показало, что кроме "пахнувшего" мотора, есть еще несколько "странно выглядевших" мест редуктора.
Первое, на что упирался взгляд, - это положение мотора в редукторе. Со стороны это выглядело так
Ремни и шестерни редуктора стояли "сикось-накось" и мотор находился в заклиненном состоянии 😓
Снял плату управления и стал рассматривать дальше уровень потерь. Начал с редуктора. Но под мотором увидел это

Перекошенный мотор углам уперся в нижнюю часть корпуса и умудрился расплавить даже нижнюю пластиковую крышку корпуса! Это как же он должен был сам нагреться? 😏
Далее удивила форма поверхности с потеками пластмассы, к которой это мотор был прикручен двумя винтами
Никакой плоскости крепления не было и в помине! Сильный перегрев мотора и натяжение шкивов редуктора сделали свое дело...
Пластиковый держатель сальника штока тоже не выдержал такой экзекуции, его два уха отломились из-за прогиба 3,5 мм алюминиевой пластины под действием упора штока!
А вот на проводах мотора всего лишь оплавилась изоляция 😏 А могли бы просто коротнуть в финале...
Да, - а что же с самим "мотором за 700р."- спросит пытливый читатель?
Да ничего особенного, у него просто КЗ ротора и при текущем сопротивлении 8 Ом он потребляет всего лишь 7А (вместо 0,4А). Так, что и мотор на помойку...

Как у известного "Плюшкина", у меня был в сборе готовый механизм редуктора с мотором, купленный еще "до нашей эры". Тогда я купил его аж за 15000р. Долго сомневался, надо ли, но все же купил в запас.
Теперь и он пригодился! Но проблема была в том, что он был от модели ST800/1000, отличающейся меньшей мощностью. А значит надо было провести полную переборку двух механизмов для замены винта штока. 
Новый "кит" разбирается минут за сорок. Тут же, в старом, на валу "бонусом" заклинило и опорный подшипник штока (тот, что разворотил опорную поверхность подшипника, когда мотор пытался как-то бороться с 3-х метровой волной Балтики).
Его пришлось снимать около 1,5 часов, виток червяка был закушен в посадочном отверстии подшипника. В итоге пришлось идти в магазин и покупать самый маленький съемник подшипников.

В общем, перебрал я этот хлипкий механизм, на что ушло почти 5,5 часов! Собрал, включил и ...
Правильно, не работает 😕
То есть включается, но при попытке движения штока сажает питающее напряжение в ноль!
Потому, как, очередным бонусом выгорели еще и цепи управления мотором.
Каждый раз, воскрешая эти румпельные автопилоты, хочу спросить производителя, а что вам мешает поставить в цепи питания мотора защиту по току, чтобы этот шток/червяк не разносили в прах пластмассу редуктора? Да понимаю, что им на это все равно...  Все, что производитель "улучшил" за 25 лет выпуска подобных АП, - это заменили резисторы типоразмера 1206 и 0805 на 0402 ))

Еще пара часов работы по замене четырех полевых ключей.
И после этого все наконец-то заработало!

Суммарно по времени работы во восстановлению заняли почти 8 часов!
Так долго еще никогда не было, за исключением Simrad TP10, где пришлось разрисовывать эл. схему и искать аналоги замены выгоревшей до тла микросхемы.