15 марта 2020

Who is этот Livorsi?

"Нас невозможно сбить с пути,
нам пофигу куда идти!" 💪

Что-то поток грустных новостей про пандемию уже начал утомлять, - напишу-ка я что-нибудь "полезное про ремонт морских штучек"...
На этот раз "попал под лошадь" поступил в ремонт спидометр американской фирмы Livorsi, стоящий в 11 метровой "лодочке" с моторами 2х500лс 😜
Фото конкретно этой лодки у меня нет, - обычно она бороздит просторы наших водохранилищ к северу от Москвы и пока пережидает зиму в отапливаемом ангаре, но очень похожа на эту (только не с водометами, а подвесными моторами). Но я могу и ошибаться по части "похожести". По части моторов, - нет, точно 2х500лс ☝


Наверняка, не многие из вас слышали о таком производителе морской электроники - Livorsi. Я тоже узнал про него впервые.
Обычный стрелочный "показометр" с цифирками от 0 и до 10 миль на первый взгляд. Но если внимательно приглядеться, то можно увидель "х10" 😎
Ибо "лодочка" это умеет бороздить воды со скоростью до 130 км/ч. Больше разогнаться владелец не пробовал, - страшно! 💥
К этому "показометру" подключается внешняя GPS-антенна (которая очень похожа на пластмассовую баночку с кремом), принимающая сигналы со спутника и после их преобразования передающая в спидометр 👇

Приборы этого производителя не очень популярны в Европе. Но, судя по региональным форумам, в Америке многие жалуются на такие же дефекты подобных устройств.
Так как заменить прибор на что-то похожее (чтобы не испортить интерьер кокпита "лодочки") не представлялось возможным из-за его эксклюзивности, пришлось взяться за его ремонт.
У этого прибора не совсем обычный способ проверки и индикации работоспособности, - при включении питания, стрелка последовательно занимает отпределенные положения на циферблате прибора, указывая этапы тестирования и его результат.
Изучение спидометра и многочисленных жалоб их вледельцев на американских форумах, привело к выводу, что проблема скорее всего в датчике скорости, коим для данного прибора является внешняя GPS-антенна.
После этапа тестирования стрелка встает в положение "9 часов", что означает "no antenna found".
Сам датчик GPS производится сторонней компанией и чаще всего он перестает работать из-за того, что внутри него "умирает" копеечная литиевая батарейка на 3 вольта 💥 С виду это обычный элемент CR1632, но с приваренными плоскими выводами для его монтажа на плату-бутерброд. Мультиметр показал всего 0,4В на контактах элемента, значит для начала меняем батарейку.
Таких же, но "с перламутровыми пуговицами"  без приваренных выводов литиевых батареек полно, но как их запихнуть в вырез платы шириной 19 мм и подключить к плате, - "вот в чем вопрос", как говаривал Гамлет.

Элементы бОльшего диаметра (типа CR2032) с уже приваренными выводами можно купить, но скорее всего он не поместится между бутербродами в вырез нижней платы, как как диаметр CR2032 на 4 мм больше нужного.
А значит, как обычно, придется что-то дополнительно "мастерить из подручных материалов"...
С помошью элемента CR2032, прищепки и малярной ленты соорудил временную замену оригиналу "из того, что было" и подпаял к плате на проводах.
Включил, подождал, не заработало...
И даже через час после включения (холодный старт), прибор не видит ни спутники, ни саму антенну и стрелка по-прежнему грустит на "9 часах" 😕
Подключил цифровой осциллограф из дружеской восточной страны и подивился сигналу на выходе GPS-антенны. Красивые последовательности имульсов разной ширины каждую секунду. Собственно, производитель так и указал в спеке, - опрос антенны с частотой 1Гц. Вот бы еще понять, что конкретно за последовательности имульсов должны там быть...
Значит дело не в антенне, которая всё же передает какие-то данные на спидометр, а в самом приборе (точнее его интерфейсе внутри "банки").
Хотя...Тут не всё получается однозначно...
Прочитал на одном из "ихних форумах" 
за 2009 год, что владельцы советуют вовсе выкинуть штатную внешнюю GPS-антенну спидометра и напрямую подавать сигнал NMEA Tx+ с чартплоттера на спидометр.
Надо будет попробовать это сделать, - Garmin GPSmap 182C у меня как раз "завалялся под кроватью" 🙏
Если и это не поможет, то тогда придется разбирать сам корпус спидометра. А для этого надо будет как-то аккуратно развальцевать алюминиевый обод, который фиксирует все внутренности в корпусе. А не хочется...
Так как у моего чартплоттера штатный GPS-приемник был утерян, отыскал подобный у друга, но он оказался не с "тем разъёмом" и сразу подключить его к Гармину для проверки не получилось, - для этого был нужен переходник с SMAf на BNCm ибо резать кабель и менять разъем не хотелось...
Сгонял за нужным переходником и подключил приемник к картплоттеру через переходник...
Для приличия подождал час, - спутники на чартплоттере так и не обнаружились 😒
Видимо, формат данных, передаваемый "сторонней" антенной, не совпадает с требуемыми, - поначалу подумал я.
Но потом решил перенести девайс с антенной на балкон, расположенный с противоположной стороны дома. И, о чудо, минут через 40 процесс поиска местоположения чартплоттером всё же завершился. Ура! ✌
Значит, можно двигаться дальше и подключать выход чартплоттера к самому спидометру. Вот только делать это "на коленке" на балконе не очень удобно, надо придумать, как расположиться на маленьком столе с компом и при этом не потерять сигнал от внешней GPS-антенны.
Отискав куски длинных проводов, разложил всё электро-хозяйство на столе (временно отправив клавиатуру на отдых) и подключил компоненты системы между собой. При этом внешняя "новая" GPS-антенна осталась в "правильном" месте.
Включил чартплоттер и в его настройках поменял параметры порта с HOST на NMEA In/Out
и только после после этого включил питание у спидометра. После привычных прыжков стрелки по циферблату при инициализации, она всё же заняла так долго ожидаемое положение на "6 часов", где находится цифра НОЛЬ! 😅
Ура-ура, значит проблема точно во внешней штатной GPS-антенне Livorsi (но не только в её разряженой батарейке), как писали на форумах.
На одном из форумов было упоминание про то, что после замены батарейки, требуется некая "перепрошивка" внутренностей антенны у производителя. Правда сам производитель отвечал, что из-за раритетности этой антенны, они этим больше не занимаются и готовы продавать модернизированные антенны (без батарейки) с 50% скидкой за 169$.

Кстати, у меня сначала была мысль напрямую подключить "новую" антенну к спидометру, но у них, как минимум, разные напряжения питания, - у Livorsi со спидометра на штатную антенну подается питание 10-12В, а у "новой" антенны напряжение питания всего 2,5-5В. Да и скорее всего они также отличаются интерфейсами передачи данными.